Вокабула
Тип единицы
Формант
Частотность
Динамика
Этимология
Стилистика
Семантика
Функционирование
Грамматика
Типы контекстов
- 9 results found
- (-) ср. (9)
- Очистить запрос
Брожение народной мысли <в Чехии 14 в.> выразилось, как и следовало ожидать, множеством самых разнообразных стремлений, понятий и заблуждений: тут были и мирные преобразователи и восторженные утописты, приверженцы предания и рационалисты, терпимость и фанатизм, аристократия и демократия, адамитство
и хилиазм, социализм и коммунизм.
У таборитов не было одной господствующей системы; в бурном хаотическом процесе выработки ее сталкивались и переплетались между собою самые крайние понятия, начиная с умеренного таборитства, проповедывавшего первобытное христианство, до хилиазма, ожидавшего преставления света, или адамитства
, стоявшего за пантеизм в религии и за комунизм в жизни.
Вслед за тем <после собора 14 века> появилось в Болгарии адамитство
в более определенной форме, но оно было мирным образом прекращено проповедью св. отшельника Феодосия.
Общественная мысль, лишенная возможности безбоязненного проявления, или замыкалась сама в себе, или разбивалась, так сказать, на какие-то осколки общественного мнения, бросалась в мистицизм, в «иллюминатство», в «адамитство
», в исковерканное франк-массонство.
Не любил <бывший монах> братолюбия, возлюбил же паче радоваться, совращая на худое .. не сохранил страха Божия и любви Божией, возлюбил же паче небоязненность и братоненавистничество
. И что еще сказать? Возненавидел небесное, возлюбил земное, а сам винишь монашескую жизнь?
Раз Господь терпит латину, — Вышенский, можно думать, и не трогал-бы ее, не вступал-бы с нею в борьбу, если-бы сама латина не выступала грубо завоевательным образом. Латина внесла в южную Русь раздор, кары, убийства, братоненавистничество
.
Мир еще объят был непроглядным мраком духовной ночи богоненавидения и братоненавистничества
, а уже с неба возвещена радостная весть миру о спасении, мире и благоволении в человеках; Ангелы в сиянии славы Господней возвестили уже пастухам великую радость рождения в мире Божественного младенца.
Православное христианство, как светлая утренняя заря, разгораясь и превращаясь в ясный, теплый солнечный день, осветило грешный мир своим небесным учением. Бодро пошло оно навстречу песчаной пустыне братоненавистничества
; высоко подняло стяг братской любви и стало обращать пустыню в отрадный для взора оазис, в зеленеющий остров, полный жизни, среди моря песка.
В Церкви практиковалось публичное покаяние, которому подвергались открытые и упорные грешники. Состоявшее в прекращении всякого братского общения со стороны верующих к согрешившему, в братоненавистничестве
, оно имело целию заставить заблудшегося обратиться на путь истины.
При несогласиях, возникающих у христиан между собою, книги Апостольских постановлений обязывают предстоятелей, прежде всякого открытого судебного разбирательства дела, прибегнуть к склонению тяжущихся сторон к миру; но если бы одна из них оказалась не соглашающеюся на примирение по жестокости, любостяжательности и дерзости: то подвергается наказанию братоненавистничества
.
Если же братья имеют между собою (вражду) — чего да не будет; то вы, начальствующие, должны разуметь, что таковые совершают не дело братьев о Господе, а лучше сказать — (дело) врагов воюющих. И если один из них окажется кротким, справедливым, сыном света, а другой — неукротимым, дерзким, корыстолюбивым, то сей по дознании (что он таков), да будет в запрещении, да отлучится, да понесет наказание братоненавистничества
если же потом раскается, да будет принят.
Но переход вниманием ума от одной святой истины к другой не считается нарушением трезвения; он, напротив, способствует к возгреянию
его.
Так и духовные дарования и силы требуют возгреяния
и возбуждения Духом Святым; иначе оскудеют и возвратятся к своему источнику, предоставив человека собственным его силам.
Покажем радость и усердие наше не столько возжжением огней вещественных, кои, прогоняя мрак ночный, не могут раcсеять мглы, облежащей умы строптивые, сколько возгреянием
в сердце невещественного огня истинной верности и любви к престолу, которая вовсе не знает никакого мрака, всегда ходит во свете.