Брожение народной мысли <в Чехии 14 в.> выразилось, как и следовало ожидать, множеством самых разнообразных стремлений, понятий и заблуждений: тут были и мирные преобразователи и восторженные утописты, приверженцы предания и рационалисты, терпимость и фанатизм, аристократия и демократия, адамитство
и хилиазм, социализм и коммунизм.
У таборитов не было одной господствующей системы; в бурном хаотическом процесе выработки ее сталкивались и переплетались между собою самые крайние понятия, начиная с умеренного таборитства, проповедывавшего первобытное христианство, до хилиазма, ожидавшего преставления света, или адамитства
, стоявшего за пантеизм в религии и за комунизм в жизни.
Вслед за тем <после собора 14 века> появилось в Болгарии адамитство
в более определенной форме, но оно было мирным образом прекращено проповедью св. отшельника Феодосия.
Общественная мысль, лишенная возможности безбоязненного проявления, или замыкалась сама в себе, или разбивалась, так сказать, на какие-то осколки общественного мнения, бросалась в мистицизм, в «иллюминатство», в «адамитство
», в исковерканное франк-массонство.