Всякому очевидно, что заповедь святого Апостола не исполняется одним совершением положенных молитв в известные часы, но требует всегдашнего хождения пред Богом, посвящения всех дел Богу, всевидящему и вездесущему, возгреванием
теплого к небу обращения умом в сердце.
Необходимо для возгревания
в себе благочестивых чувствований и молитвенных расположений, для возношения своего ума и сердца к Богу, употреблять внешние молитвенные действия, окружать себя предметами религиозными и священными, воспринимать слухом своим чтение слова Божия и пение божественных песнопений.
Все же другие чины Церкви только способствуют к возгреванию благодати
, а сообщать ее не сообщают.
Такое делание <зрение другого мира>, как воспроизведение второго изменения <пребывания внутри себя>, при восхождении человека до решимости и ревности, есть второе средство к сохранению и возгреванию ревности
.
Таким образом вся сущность деятельного христианства, по Св. Писанию, состоит в рождении от Духа, в исполнении себя Духом, в хождении по Духу, в возгревании
в себе и других Духа
.
Нет, что бы ни говорили и ни писали против монастырей их заклятые противники, но уже с этой одной стороны, именно со стороны повседневного богослужения, эти священные центры благочестия оказывают неоцененную заслугу для возгревания
и поддержания религиозного духа
в народе вообще и в каждом верующем христианине в частности.
Это такое высокое и чистое чувство <любовь>, что малейшее небрежение о возгревании
его может ослабить его, понизить и зачернить примесью чего-нибудь эгоистического, личного, греховного.
Понятно теперь, почему для поддержания и возгревания
в нас такой веры
считаются необходимыми, с одной стороны, возрастающее познание своего окаянства и бедности, а с другой стороны — познание Спасителя и дел Его.
Остаются — освящение таинствами, ведение церковных собраний так, чтобы здесь все было благообразно и по чину, возгревание
у всех духа
молитвенного, держание в умно-сердечном общении с Богом.