автокра́тия ( аутократия ) и, ж. какая, кого, чего, в чем и без доп. франц. autocratie нем. Autokratie
1. Форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит одному лицу; самодержавие.

Король значил не все в Польше; там всякая корпорация имела аутократию, а потому нужно было заставить всех Поляков уважать титул Царя Русского.

М.Н. Капустин. Дипломатические сношения России с Западною Европою 91 [ 1852 ].

Как должны были поражать иноземцев, выросших среди иных обычаев, наше бесцеремонное обращение с подчиненными и слугами, наша барская спесь и семейная автократия!

А.Н. Афанасьев. Русские сатирические журналы 1769‒1774 гг. 194 [ 1859 ].

Короли боролись против независимости прелатов в их качестве французских сеньеров и против автократии папы, как главы церкви.

Вестн. Евр. 549 [ 12.1878 ].
Автократия абсолютная, безграничная, безусловная, полная..

По отношению к внутренней политике она <императрица Евгения> проявила чрезвычайное стремление к безграничной автократии и резкое антилиберальное направление.

Ист. вестн. XLII 549 [ 1890 ].
Автократия железнодорожная, законодательная, папистская, политическая, полицейская, религиозная, судебная, философская..

В былое время, одна колоссальная личность привлекала общее удивление, одну систему считали венцом человеческого творчества; но чем свободнее и многостороннее становится критика, тем ярче и полнее обрисовываются явления и лица, забытые или отверженные в эпоху философской автократии.

Рус. вестн. 5 Совр. летопись 28 XXI [ 1859 ].

От общества, где на дне лежит такая произвольность власти, как в крестьянской семье, этом грунте всех общественных построений, бюрократия не может почерпать иных замашек как замашки произвола; в свою очередь и от автократии законодательной и судебной она не может заимствовать также ничего кроме автократизма или самовластности.

А.И. Стронин. Политика как наука 505 [ 1872 ].
в образн. контексте

Убийством этим <шефа жандармов Мезенцова> социалистская молодежь смело кидает перчатку в лицо автократии... Наконец-то, наконец!

Б.М. Маркевич. Бездна VIII 248 [ 1880 ].

То, гордо выставив грудь вперед, обдают они <литераторы> потоком презрения жалкого «эмпирика», интересующегося только конкретным и преходящим; то, бия себя в перси, мечут громы нравственного негодования на гнусного «гедониста» и «солипсиста», конспирирующего против автократии морального принципа.

Очерки реалистического мировоззрения 184 [ 1904 ].
перен.

He в силах будучи умственно владычествовать над природой, самостоятельно покорять ее, не вооруженный автократией науки, естествознания и не имея во главе у себя собственного мыслящего класса, .. народ не имел умственной самостоятельности.

А.П. Щапов. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа 48-49 [ 1870 ].

Признавая громадное значение этих <естественных> наук, широко пользуясь их выгодами, M.<ихайловский> тем не менее оспаривает их автократию в сфере социологии.

Галлерея русских писателей 341 [ 1901 ].
2. филос.

Кант называет автократиею самообладание, владычество разума над противными ему склонностями.

Березин I 189

В здоровом состоянии организм оживляется и содержится в гармоническом порядке духовною силою (автократия, жизненная сила). Без этой оживляющей духовной силы организм мертв.

С. Ганеман. Органон врачебного искусства II [ 1884 ].
адеква́т ( адэква́т ) а, м. нем. Adäquat
1. филос. «То, что тожественно, сообразно с природой объектов в идеях или знаниях». Сл. Акад. 1891 17 [ 1891 ].

То, что совершается в области мысли, существует и в самой жизни, ибо жизнь, говорили нам, есть не иное что, как проявление мысли, адекват ее. Но жизнь и мышление не одно и то же. 

Отеч. зап. CXXVI 184 [ 1859 ].

Сводя бесконечное разнообразие явлений к немногим весьма общим законам, она <наука> дает возможность уму избежать разбросанности, которая отняла бы у него всякую силу, и сделаться в некотором роде адэкватом вселенной, равнозначущим ей, понять ее красоту, гармонию, единство, а это движение ума к единству все более и более высокому придает ему крылья и помогает возвыситься до метафизических гипотез.

Ж. Пейо. О веровании. Пер. с франц. 76 [ 1897 ].
2. книжн.​ Соответствие, эквивалент чему-л.

Было уже говорено выше, что вопрос о реальном значении начертания ъръ и его вариаций, как адеквата сочетанию оро, был особенно ясно поставлен пр. Потебней.

Зап. Имп. Новорос. универ. 25 4 [ 1878 ].
аморализм а, м.
1. филос. Внеположенность добру и злу.

Одним словом, для создания науки о добре и зле нужно решительно занять место вне самого добра и зла. Если бы желали точно определить современные влияния, действующие на Зиммеля, .. то, может быть, следовало бы обратиться к сочинениям Ничше.. Там же можно найти и определение того вида «аморализма», в который должен облечься ученый, чтобы быть в состоянии изучать мораль как науку.

С. Бугле. Зиммель о науке морали 159 [ 1898 ].

Чего только в самом деле мы не пережили в области духовно-нравственной за последние десятилетия! Каким только идолам не поклонялись! Материализм, дарвинизм, борьба за существование, социализм, призывы к революции, потом, с легким сердцем, непротивление злу, возрождение идеализма, интеллигентное сектантство, агностицизм, потом марксизм, экономический материализм, ницшеанство, декадентство и, как последнее страшное знамение наших дней, так называемый аморализм, полное нравственное идиотство.

Вят. епарх. вед. 16 981 [ 1904 ].
2. Отказ от моральных ограничений.

Нельзя думать, будто мораль основывается только на .. отрицательном принципе относительности знания, — она имеет своим базисом самосознание, разум человека, все то, что мы можем познавать, она есть сам разум. Поэтому она прочна и неколебима; если же мы вместе с индетерминистами признаем свободу случайностей, мы придем к умственной анархии и аморализму.

Вопр. филос. и психол. 33 355 [ 1896 ].