Фильтры
Вокабула
 
абандо́н а, м. франц. abandon комм.
Уступка застрахованного имущества (судна, груза) страховому обществу за условленную сумму.

Абандон. .. — отречение, отступление, от корабля или груза в пользу страховщиков, с получением от них за это условного вознаграждения.

И. С. Вавилов. Очерк коммерческой бухгалтерии и терминологии 76 [ 1843 ].

По законодательству абандон не составляет права страхователя, а предоставляется на волю страховщика уплатить ему страховые деньги сполна и оставить застрахованный предмет за собою или заплатить только за убыток.

Д. И. Мейер. Юридические исследования относительно торгового быта Одессы 23 [ 1855 ].

Страхователь обязывается объявить о случившемся несчастии в течение 3 дней после получения о том известия. Абандон может быть сделан по прошествии времени, от 6 месяцев до одного года, смотря по обязательствам.

С. М. Барац. Курс коммерческой корреспонденции 542 [ 1898 ].
право абандона

Если речь об убытке, то при равенстве страховой суммы страховой цене стоимость его определяется разностью между стоимостью всей вещи и стоимостью остатков .. Но здесь страховщик может вознаградить страхователя и другим способом, именно — взять на себя остатки, а страхователю уплатить полную стоимость предмета. Технически это называется правом абандона.

Уч. зап. Каз. ун. XI 643 [ 1875 ].
держать себя не в абандоне с кем у И. С. Аксакова Об отсутствии непринужденности в отношениях с кем-л.

Наконец мы с Поповым отправились к Ханыкову, которого не застали, потом к Надеждину, который очень обрадовался, но с которым я сам держу себя не в «абандоне». Он много спрашивал про вас, чиновник торчит в нем сквозь семинариста…

И. С. Аксаков. Письма к родным 180 [ 11.10.1848 ].
— Ср. abandon .
адеква́т ( адэква́т ) а, м. нем. Adäquat
1. филос. «То, что тожественно, сообразно с природой объектов в идеях или знаниях». Сл. Акад. 1891 17 [ 1891 ].

То, что совершается в области мысли, существует и в самой жизни, ибо жизнь, говорили нам, есть не иное что, как проявление мысли, адекват ее. Но жизнь и мышление не одно и то же. 

Отеч. зап. CXXVI 184 [ 1859 ].

Сводя бесконечное разнообразие явлений к немногим весьма общим законам, она <наука> дает возможность уму избежать разбросанности, которая отняла бы у него всякую силу, и сделаться в некотором роде адэкватом вселенной, равнозначущим ей, понять ее красоту, гармонию, единство, а это движение ума к единству все более и более высокому придает ему крылья и помогает возвыситься до метафизических гипотез.

Ж. Пейо. О веровании. Пер. с франц. 76 [ 1897 ].
2. книжн.​ Соответствие, эквивалент чему-л.

Было уже говорено выше, что вопрос о реальном значении начертания ъръ и его вариаций, как адеквата сочетанию оро, был особенно ясно поставлен пр. Потебней.

Зап. Новорос. ун. 25 4 [ 1878 ].
аморали́зм а, м.
1. филос. Внеположенность добру и злу.

Одним словом, для создания науки о добре и зле нужно решительно занять место вне самого добра и зла. Если бы желали точно определить современные влияния, действующие на Зиммеля, .. то, может быть, следовало бы обратиться к сочинениям Ничше.. Там же можно найти и определение того вида «аморализма», в который должен облечься ученый, чтобы быть в состоянии изучать мораль как науку.

С. Бугле. Зиммель о науке морали 159 [ 1898 ].

Чего только в самом деле мы не пережили в области духовно-нравственной за последние десятилетия! Каким только идолам не поклонялись! Материализм, дарвинизм, борьба за существование, социализм, призывы к революции, потом, с легким сердцем, непротивление злу, возрождение идеализма, интеллигентное сектантство, агностицизм, потом марксизм, экономический материализм, ницшеанство, декадентство и, как последнее страшное знамение наших дней, так называемый аморализм, полное нравственное идиотство.

Вят. епарх. вед. 16 981 [ 1904 ].
2. Отказ от моральных ограничений.

Нельзя думать, будто мораль основывается только на .. отрицательном принципе относительности знания, — она имеет своим базисом самосознание, разум человека, все то, что мы можем познавать, она есть сам разум. Поэтому она прочна и неколебима; если же мы вместе с индетерминистами признаем свободу случайностей, мы придем к умственной анархии и аморализму.

Вопр. филос. и психол. 33 355 [ 1896 ].