Одним словом, для создания науки о добре и зле нужно решительно занять место вне самого добра и зла. Если бы желали точно определить современные влияния, действующие на Зиммеля, .. то, может быть, следовало бы обратиться к сочинениям Ничше.. Там же можно найти и определение того вида «аморализма
», в который должен облечься ученый, чтобы быть в состоянии изучать мораль как науку.
Чего только в самом деле мы не пережили в области духовно-нравственной за последние десятилетия! Каким только идолам не поклонялись! Материализм, дарвинизм, борьба за существование, социализм, призывы к революции, потом, с легким сердцем, непротивление злу, возрождение идеализма, интеллигентное сектантство, агностицизм, потом марксизм, экономический материализм, ницшеанство, декадентство и, как последнее страшное знамение наших дней, так называемый аморализм
, полное нравственное идиотство.
Нельзя думать, будто мораль основывается только на .. отрицательном принципе относительности знания, — она имеет своим базисом самосознание, разум человека, все то, что мы можем познавать, она есть сам разум. Поэтому она прочна и неколебима; если же мы вместе с индетерминистами признаем свободу случайностей, мы придем к умственной анархии и аморализму
.