автогипно́з ( аутогипноз ) а, м. мед. психол.
Самостоятельное погружение себя в состояние гипноза путем самовнушения; самогипноз.

Усыпление легко и верно происходит тогда, когда субъект проникается мыслью, что он засыпает.., и если субъект задается такой мыслью без участия другого, то усыпление (аутогипноз) происходит путем самовнушения.

Бр.-Ефр. VIIIa 730 [ 1893 ].

Путем аутогипноза сознание человека может двоиться и даже троиться: вместо одного я получаются целые два или три, и притом совершенно различные. Попеременно человеком овладевает то то, то другое психическое состояние, и все, что совершается им в одном, не оставляет никаких следов в памяти другого состояния.

Сб. Нивы. 10 469 [ 1893 ].

В истерическую эпоху средних веков явления гипноза и аутогипноза изобилуют, подавая повод к самым диким суевериям. Способность отличать действительность от галлюцинации утратилась; люди воображают себя волками (оборотни), одержимыми диаволом; их лечат костром, виселицей, в лучшем случае заклинаниями. Последний способ — лечение внушением: больному, который воображает себя одержимым, стараются внушить мысль, что диавол оставил его, испугавшись святой воды и креста.

Вестн. иностр. лит. 4 242 [ 1895 ].
образно

Буржуазия конца XVIII века, оправдывавшая революцию интересами человечества, та же буржуазия XIX века, объяснявшая кровавые гекатомбы 1871 года необходимостью спасти цивилизацию, и т.д., и т.д., — эти явления, при всем их разнообразии — одного порядка, — и все они показывают, до какой степени однообразна массовая психология и как свойствен большим политическим фракциям автогипноз, самообман — в громадном большинстве случаев вполне искренний.

Вестн. Евр. 8 713 [ 1901 ].
впадать в автогипноз впасть в автогипноз

Терапевтические внушения оказались непрочными, ибо каждый истеро-эпилептический приступ, каждый автогипноз — а таких было много — совершенно уничтожал эффект предшествовавшего терапевтического внушения. Вследствие этого пребывание больной в клинике не дало положительного результата: она, как и раньше, беспрестанно впадала в автогипноз, совершала кражи и страдала невыносимой taedium vitae.

Мед. обозр. XXX 13 226 [ 1888 ].

Субъект, над которым мы производили опыты, выказал все признаки гипнотического состояния и наконец впал в автогипноз.

Вопр. филос. и психол. 2 5 (Прил.) [ 1894 ].
автокра́тия ( аутократия ) и, ж. какая, кого, чего, в чем и без доп. франц. autocratie нем. Autokratie
1. Форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит одному лицу; самодержавие.

Король значил не все в Польше; там всякая корпорация имела аутократию, а потому нужно было заставить всех Поляков уважать титул Царя Русского.

М. Н. Капустин. Дипломатические сношения России с Западною Европою 91 [ 1852 ].

Как должны были поражать иноземцев, выросших среди иных обычаев, наше бесцеремонное обращение с подчиненными и слугами, наша барская спесь и семейная автократия!

А. Н. Афанасьев. Русские сатирические журналы 1769‒1774 гг. 194 [ 1859 ].

Короли боролись против независимости прелатов в их качестве французских сеньеров и против автократии папы, как главы церкви.

Вестн. Евр. 12 549 [ 1878 ].
Автократия абсолютная, безграничная, безусловная, полная..

По отношению к внутренней политике она <императрица Евгения> проявила чрезвычайное стремление к безграничной автократии и резкое антилиберальное направление.

Ист. вестн. XLII 549 [ 1890 ].
Автократия железнодорожная, законодательная, папистская, политическая, полицейская, религиозная, судебная, философская..

В былое время, одна колоссальная личность привлекала общее удивление, одну систему считали венцом человеческого творчества; но чем свободнее и многостороннее становится критика, тем ярче и полнее обрисовываются явления и лица, забытые или отверженные в эпоху философской автократии.

Рус. вестн. V 28 XXI (Совр. летопись) [ 1859 ].

От общества, где на дне лежит такая произвольность власти, как в крестьянской семье, этом грунте всех общественных построений, бюрократия не может почерпать иных замашек как замашки произвола; в свою очередь и от автократии законодательной и судебной она не может заимствовать также ничего кроме автократизма или самовластности.

А. И. Стронин. Политика как наука 505 [ 1872 ].
в образн. контексте

Убийством этим <шефа жандармов Мезенцова> социалистская молодежь смело кидает перчатку в лицо автократии... Наконец-то, наконец!

Б. М. Маркевич. Бездна VIII 248 [ 1880 ].

То, гордо выставив грудь вперед, обдают они <литераторы> потоком презрения жалкого «эмпирика», интересующегося только конкретным и преходящим; то, бия себя в перси, мечут громы нравственного негодования на гнусного «гедониста» и «солипсиста», конспирирующего против автократии морального принципа.

Очерки реалистического мировоззрения 184 [ 1904 ].
перен.

He в силах будучи умственно владычествовать над природой, самостоятельно покорять ее, не вооруженный автократией науки, естествознания и не имея во главе у себя собственного мыслящего класса, .. народ не имел умственной самостоятельности.

А. П. Щапов. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа 48-49 [ 1870 ].

Признавая громадное значение этих <естественных> наук, широко пользуясь их выгодами, M.<ихайловский> тем не менее оспаривает их автократию в сфере социологии.

Галерея русских писателей 341 [ 1901 ].
2. филос.

Кант называет автократиею самообладание, владычество разума над противными ему склонностями.

Березин I 189 [ 1873 ].

В здоровом состоянии организм оживляется и содержится в гармоническом порядке духовною силою (автократия, жизненная сила). Без этой оживляющей духовной силы организм мертв.

С. Ганеман. Органон врачебного искусства. Пер. с нем. II [ 1884 ].
адеква́т ( адэква́т ) а, м. нем. Adäquat
1. филос. «То, что тожественно, сообразно с природой объектов в идеях или знаниях». Сл. Акад. 1891 17 [ 1891 ].

То, что совершается в области мысли, существует и в самой жизни, ибо жизнь, говорили нам, есть не иное что, как проявление мысли, адекват ее. Но жизнь и мышление не одно и то же. 

Отеч. зап. CXXVI 184 [ 1859 ].

Сводя бесконечное разнообразие явлений к немногим весьма общим законам, она <наука> дает возможность уму избежать разбросанности, которая отняла бы у него всякую силу, и сделаться в некотором роде адэкватом вселенной, равнозначущим ей, понять ее красоту, гармонию, единство, а это движение ума к единству все более и более высокому придает ему крылья и помогает возвыситься до метафизических гипотез.

Ж. Пейо. О веровании. Пер. с франц. 76 [ 1897 ].
2. книжн.​ Соответствие, эквивалент чему-л.

Было уже говорено выше, что вопрос о реальном значении начертания ъръ и его вариаций, как адеквата сочетанию оро, был особенно ясно поставлен пр. Потебней.

Зап. Новорос. ун. 25 4 [ 1878 ].