Вокабула
Тип единицы
Формант
Динамика
Этимология
Семантика
Функционирование
Грамматика
Грамматика в грамматической форме
Типы контекстов
Тематические группы
- 22 results found
- (-) психол. (1)
- (-) рел. (21)
- Очистить запрос
Усыпление легко и верно происходит тогда, когда субъект проникается мыслью, что он засыпает.., и если субъект задается такой мыслью без участия другого, то усыпление (аутогипноз
) происходит путем самовнушения.
Путем аутогипноза
сознание человека может двоиться и даже троиться: вместо одного я получаются целые два или три, и притом совершенно различные. Попеременно человеком овладевает то то, то другое психическое состояние, и все, что совершается им в одном, не оставляет никаких следов в памяти другого состояния.
В истерическую эпоху средних веков явления гипноза и аутогипноза
изобилуют, подавая повод к самым диким суевериям. Способность отличать действительность от галлюцинации утратилась; люди воображают себя волками (оборотни), одержимыми диаволом; их лечат костром, виселицей, в лучшем случае заклинаниями. Последний способ — лечение внушением: больному, который воображает себя одержимым, стараются внушить мысль, что диавол оставил его, испугавшись святой воды и креста.
Буржуазия конца XVIII века, оправдывавшая революцию интересами человечества, та же буржуазия XIX века, объяснявшая кровавые гекатомбы 1871 года необходимостью спасти цивилизацию, и т.д., и т.д., — эти явления, при всем их разнообразии — одного порядка, — и все они показывают, до какой степени однообразна массовая психология и как свойствен большим политическим фракциям автогипноз
, самообман — в громадном большинстве случаев вполне искренний.
Терапевтические внушения оказались непрочными, ибо каждый истеро-эпилептический приступ, каждый автогипноз — а таких было много — совершенно уничтожал эффект предшествовавшего терапевтического внушения. Вследствие этого пребывание больной в клинике не дало положительного результата: она, как и раньше, беспрестанно впадала в автогипноз
, совершала кражи и страдала невыносимой taedium vitae.
Субъект, над которым мы производили опыты, выказал все признаки гипнотического состояния и наконец впал в автогипноз
.
Но вот возник спор с Адоптианами
. Елипанд, Архиепископ Толедский, и Феликс, Епископ Ургольский, писали, что Иисус Христос только по божественной природе есть Сын Божий, а по человечеству Он Сын по благодати усвоения (gratia adoptionis).
Адоптияне
, еритики VIII века, утверждавшие, в своем безумии, что Иисус Христос, по человечеству, не есть собственный Сын Божий, но только усыновленный.
Пробыв несколько лет на родине, Алькуин в 792 году возвратился к двору Карла и принял деятельное участие в церковном споре против адоптиан
. Г. Вебер. Всеобщая история.
Элипанд толедский, адоптианин
из конца VIII века, отличал себя от Боноза тем, что признавал Христа усыновленным по человечеству, а Боноз по божеству.
Скудный великими церковными мыслителями, Запад был счастливо-беден ересями; но между тем, как все ереси Востока обращены к вопросам о сущности Бога и человека, пелагианизм и адопцианизм
обращаются к вопросам о правах воли человеческой и о правах самого человека в отношении к Божеству.
У Исидора и в литургии принятие Сыном Божиим человеческой природы обозначалось выражением: усыновление (adoptio); из этого выражения они и выводили учение о двояком сыновстве Сына Божия, которое по своему основному пункту и названо адопцианизмом
, или ересью адопциан.
Феликс ургельский, епископия которого входила в состав королевства Карла в. <Великого>, стал проповедовать адопцианизм
.
В недрах церкви этот деистический дух господствует в некоторых сектах. Мы видим его в арианских и македонианских представлениях о Пресвятой Троице, в грубой евионитской христологии, в утонченных умозрениях Нестория и в испанском адоптианизме
.