Фильтры
Вокабула
 
ада́т ( адет ) а м. от араб.
Обычай, имеющий силу закона, который отражает систему традиционных норм, регламентирующих все стороны общественного и индивидуального поведения у мусульман.

Как видно из сборников местных адатов 60-х годов, шариату в Чечне подлежали лишь немногие гражданские дела.

Ф. И. Леонтович. Адаты кавказских горцев. 1-2 32 [18821883 ].
Адат по убийству

Адаты по убийству. В убийстве всегда обвиняется один, хотя-бы участвовало в убийстве несколько лиц и убитому было нанесено несколько ран.

Сб. свед. о кавк. горц. 7 85 [ 1873 ].
Соблюдать, установить адат

— «Мы скажем», отвечал один из стариков, «что нужно соблюдать адат

Сб. свед. о кавк. горц. 7 39 [ 1873 ].

Путем собирания местных обычаев, аварский правитель старался установить однообразные адаты для своих владений. 

Ф. И. Леонтович. Адаты кавказских горцев. 1-2 42 [18821883 ].
по адату

Применение адата не требовало особых познаний, и всякое дело, на которое нет прямого решения в шарияте, легко кончается по адату, большинством голосов.

Сб. свед. о кавк. горц. 1 6 [ 1868 ].

У дагестанских горцев «средину» между судом по адату и судом по шариату (духовным законом мусульман) занимает решение дел по маслагату, т.е. мировой сделке. 

Ф. И. Леонтович. Адаты кавказских горцев. 1-2 40 [18821883 ].
амбал а, м. татар.?
Портовый грузчик, носильщик; чаще о персах, приезжающих в период навигации на заработки в Астрахань.

На гору тянется нога за ногу караван  верблюдов,  стоит нагнувшись  амбал, и  его  нагружают, как  верблюда.   (Заменяет  ломовых извозчиков.)

А. Н. Островский. Дневники 277 [ 1883 ].

Носильщики эти, армяне, грузины и персы, в Закавказье называются амбалами и поражают зрителя своей способностью носить громадные тяжести на спине (около 10 пудов). Для переноски подобных тяжестей, амбал надевает на спину мешок в роде ранца, набитый паклей.

Нива 45 1130 [ 1887 ].

Амбалы за ничтожнейшую плату не только таскают на себе неимоверные тяжести, но и способны на всякий тяжелый труд, копаясь, например, по шею в ямах с нечистотами.

П. П. Надеждин. Опыт географии Кавказского края. 87 [ 1891 ].

Из Персии или пограничных с нею русских губерний эти амбалы — носильщики — большими, человек в полтораста, партиями прибывают на летние заработки в Астрахань.

И. Е. Шевченко-Красногорский. По Волге и Каспию. 45 [ 1895 ].

На набережной .. нас аттаковала толпа смуглых, горбоносых и босых персов в бараньих шапках. Пассажиров с багажом было мало, поэтому «амбалы», как здесь <в Баку>называют носильщиков, вступили в краткий, но энергический бой между собой, и один из счастливых победителей с гордостью взвалил мой чемодан себе на плечи.

В. Немирович-Данченко. В море 138 [ 1897 ].
в обращ.

<Фараджула> зовет охрипшим голосом отставших товарищей. – Амбалы, амбалы!.. Пароход подходит.

Рус. богат. 6 11 [ 1901 ].
лауч а, м. и лаучи неизм. м. от араб.
Проводник, сопровождающий верблюжьи или конные обозы, караваны, транспорты.

Лаучи попались нерадивые, казаки неопытные, а хозяина нет; верблюдов укладывали где пришлось, .. и не только не было заботы о лекарствах, но и часто вьючили дурно. 

Вестн. Евр. 6 712 [ 1869 ].

На задней паре сидел другой «лаучи» и дремал.

Н. Н. Каразин. Погоня за наживой 124 [ 1873 ].

Лаучи представляют из себя беспорядочную команду, огромную числом, без дисциплины, способную дизертировать каждую минуту, наклонную к грабежам и пр. следовательно, деморализующую отряд. В экспедицию Перовского (1839-40) было при отряде, состоявшем из 3 тысяч войск, до 2-х тысяч лаучей; эти лаучи с первого же выхода в степь стали обращаться в бегство, вследствие чего генерал Перовский должен был двух пойманных дезертиров расстрелять.

Л.Ф. Костенко. Туркестанский край III 133 [ 1880 ].

Несколько лаучей купали в соседнем арыке взятых под свое наблюдение вьючных коней. 

И. Л. Яворский. Путешествие русского посольства I 112 [ 1882 ].