Фильтры
Вокабула
Автор
 
автокефальство а, ср. церк.​
То же, что автокефалия .

Колхида и самый Трапезунт были то в подчинении Иверскому Католикосу, то находились в независимости от него, образуя собою как бы Автокефальство. Так город Севастополис был Автокефалия Абхазии, Фазида провинции Лазов, Трапезунт — провинции Понтийской.

П.И. Иоселиани. Краткая история грузинской церкви 148 [ 1843 ].

Нет никакого сомнения, что Католикоство Иверийское, повело к мысли о независимости и Архиепископов стран Черного моря, находящихся в ведении Патриаршеств: прежде Антиохийского, потом Византийского и заставило стараться об автокефальстве (независимости), что и совершилось.

М. Селезнев. Руководство к познанию Кавказа 3 51 [ 1850 ].

Гайканская народность не утратила своего типа и не исчезла ни в одном из политических переворотов: могла ли же она исчезнуть при условии мира и единения духовного с Церковию кафолическою? А если для сего неотменно требовалось автокефальное управление Церкви их, то и автокефальство это пришло бы к ним в свое время, — пришло бы само собой и путем более законным и вполне неукоризненным и благословенным.

Софония, еп. Современный быт и литургия христиан инославных 500 [ 1876 ].
братоненавистничество а, ср. церк.​
1. Враждебное или равнодушное отношение к людям.

Не любил <бывший монах> братолюбия, возлюбил же паче радоваться, совращая на худое .. не сохранил страха Божия и любви Божией, возлюбил же паче небоязненность и братоненавистничество. И что еще сказать? Возненавидел небесное, возлюбил земное, а сам винишь монашескую жизнь?

Ефрем Сирин. Творения. Пер. с греч. 2 310-311 [ 1849 ].

Раз Господь терпит латину, — Вышенский, можно думать, и не трогал-бы ее, не вступал-бы с нею в борьбу, если-бы сама латина не выступала грубо завоевательным образом. Латина внесла в южную Русь раздор, кары, убийства, братоненавистничество.

Н. Ф. Сумцов. Иоанн Вышенский 14 [ 1885 ].
в образн. контексте

Мир еще объят был непроглядным мраком духовной ночи богоненавидения и братоненавистничества, а уже с неба возвещена радостная весть миру о спасении, мире и благоволении в человеках; Ангелы в сиянии славы Господней возвестили уже пастухам великую радость рождения в мире Божественного младенца.

Изв. по Каз. епарх. 45 1518 [ 01.12.1904 ].

Православное христианство, как светлая утренняя заря, разгораясь и превращаясь в ясный, теплый солнечный день, осветило грешный мир своим небесным учением. Бодро пошло оно  навстречу песчаной пустыне братоненавистничества; высоко подняло стяг братской любви и стало обращать пустыню в отрадный для взора оазис, в зеленеющий остров, полный жизни, среди моря песка.

Могилев. епарх. вед. 13 206 [ 01.05.1904 ].
2. Прекращение церковного общения с упорствующим во вражде христианином.

В Церкви практиковалось публичное покаяние, которому подвергались открытые и упорные грешники. Состоявшее в прекращении всякого братского общения со стороны верующих к согрешившему, в братоненавистничестве, оно имело целию заставить заблудшегося обратиться на путь истины.

А. Ф. Карашев. О новооткрытом памятнике «Учение двенадцати апостолов» 142 [ 1896 ].
наказание братоненавистничества Отлучение от Церкви до раскаяния.

При несогласиях, возникающих у христиан между собою, книги Апостольских постановлений обязывают предстоятелей, прежде всякого открытого судебного разбирательства дела, прибегнуть к склонению тяжущихся сторон к миру; но если бы одна из них оказалась не соглашающеюся на примирение по жестокости, любостяжательности и дерзости: то подвергается наказанию братоненавистничества.

Христ. чтение 8 501 [ 1870 ].

Если же братья имеют между собою (вражду) — чего да не будет; то вы, начальствующие, должны разуметь, что таковые совершают не дело братьев о Господе, а лучше сказать — (дело) врагов воюющих. И если один из них окажется кротким, справедливым, сыном света, а другой — неукротимым, дерзким, корыстолюбивым, то сей по дознании (что он таков), да будет в запрещении, да отлучится, да понесет наказание братоненавистничества если же потом раскается, да будет принят.

Саратов. дух. вестн. 17 7-8 [ 30.04.1906 ].
внутрь-пребывание ( внутрьпребывание внутрь пребывание ) я, ср.
1. церк.​ Внутреннее трезвение; стояние умом в сердце и хранение его от пагубных помыслов.

Так и надобно обратиться внутрь и смотреть за своими чувствами. Это то время, когда работающий добру.. положит твердое намерение войти внутрь себя, строго смотреть за своим сердцем и не допускать ни в каком случае недобрых чувств и расположений .. Называется это внутрь пребыванием, вниманием ума, трезвением, различением помыслов, или очищением сердца.

Феофан Затворник. Любовью назидая 426 [ 1860 ].

Соберитесь еще глубже внутрь себя — и ждите Господа в благоговейном безмолвии, с желанием и страхом, с горячим усердием и бодренным вниманием. Не суетитесь и ничем внешним не развлекайте себя. Всячески сохраните сие теплое внутрь-пребывание, которое стяжали вы говением и молитвами и которое особенно осенило вас или осенит после полной и искренней Исповеди.

Феофан Затворник. Двери покаяния 146 [ 1864 ].

Надобно знать, что это внутрь-пребывание и собрание не то же, что углубление при размышлении, или дума (от слова «задумываться»), хотя много походит на него.

Феофан Затворник. Путь ко спасению. 1 363 [ 1868 ].

Молитвенное состояние есть бодрствование духа, трезвенность, собранность ума, внутрь-пребывание.

М. М. Тареев. Цель и смысл жизни 194 [ 1901 ].
2. филос. ср. нем. Ansichsein В себе бытие (бытие-в-себе) — независимость сущего от познающего субъекта.

Понятие, как выражается Гегель, есть такая субъективность, в которой есть и всецелое внутрь-пребывание, полная мыслимость действительности, и вместе конкретная, действительная всеобщность; иными словами, понятию свойственно единство всеобщности и особенности в одном и том же субъекте.

С. С. Гогоцкий. Философский лексикон II 97 [ 1860 ].

При отвлеченном, объективном понимании идей, идеи выступают с одной стороны, а явления — с другой, и предполагаемая имманенция их (внутрьпребывание) разрешается в трансцендентность идей, в существование их по ту сторону явлений.

О. М. Новицкий. Постепенное развитие древних философских учений 3 45 [ 1860 ].