Фильтры
Вокабула
Автор
 
адвент а м. англ. Advent нем. Advent лат. Adventus
1. Воскресенье рождественского поста у католиков.

Первой адвент, т.е. день явления Христова во плоти, приходит всегда между 27 Ноября и 3 Декабря, и после сего следуют еще 3 Воскресенья, называемые адвентами, после которых Рождество Христово, празднуемое всегда 25 Декабря. 

Новое зрелище Вселенной. Пер. с нем. 2 118 [ 1804 ].

Осенью заседания <Приходского суда> начинаются в понедельник после первого Адвента

Полн. собр. законов Рос. имп. 2 XXXI 485 [ 1856 ].

3-й Адвент.

Моск. бесплатный календарь на 1886 год. 27 [ 1886 ].
2. Четырехнедельный рождественский пост у католиков.

Согласно с распорядком западного церковного года, устав начинается с адвента, обнимает праздник Рождества Христова и период за ним следующий вплоть до великого поста. 

И. Д. Мансветов. Церковный устав. 70 [ 1885 ].

Католическая церковь обратила время адвента в период покаяния, запретив всякие публичные увеселения, танцы и свадебные празднества, усилив пост и употребляя при богослужении траурное облачение. 

Бр.-Ефр. I 167 [ 1890 ].
адопта́тор а, м. лат. adoptator юр.
Усыновитель, приемный отец или мать.

По определению глубокого знатока обычной и народной жизни Сербов, Вука Караджича, етими двумя именами <довоче, пасторче> обозначаются дети, принимаемые в семейство или мужем или женою. В етом различении именно лиц адоптаторов и заключается етимология обоих речений.

А. Л. Дювернуа. Об историческом наслоении в славянском словообразовании 61 [ 1867 ].

Сначала адопция была свободная; но впоследствии римский закон стеснил ее, дозволяя быть адоптатором или усыновителем только одному из восходящих родственников усыновляемого, а для всех прочих родственников и для посторонних возможно было усыновление без перехода полной родительской власти.

Я. И. Гурлянд. Юридический лексикон 1 56 [ 1885 ].

<В Римском государстве> сенатор не мог жениться не только на актрисе, но даже и на той женщине, родители которой занимались сценическим искусством. .. При этом не делалось никакого различия, является тот отец, сценическая профессия которого мешает браку его детей, естественным отцом, или же только адоптатором.

Филол. обозр. XX 1 18-119 [ 1901 ].
нетрансл.

Тогда выступает adoptator и предъявляет против покупщика для формы vindicatio in patriam potestatem: покупщик в суде молчит, и претор на основании этой confessio in jure приговаривает дитя (addicit) адоптатору.

И. А. Покровский. Лекции по истории римского права 238 [ 1904 ].
адоптиа́не ( адоптияне адопциане ) адоптиан, мн. ед. адоптианин а, м. лат. adoptiani рел.
То же, что адопцианисты .

Но вот возник спор с Адоптианами. Елипанд, Архиепископ Толедский, и Феликс, Епископ Ургольский, писали, что Иисус Христос только по божественной природе есть Сын Божий, а по человечеству Он Сын по благодати усвоения (gratia adoptionis).

Чтен. в Имп. общ. истории и древн. 4 16 [ 1846 ].

Адоптияне, еритики VIII века, утверждавшие, в своем безумии, что Иисус Христос, по человечеству, не есть собственный Сын Божий, но только усыновленный.

Сл. Крайя I 88 [ 1847 ].

Пробыв несколько лет на родине, Алькуин в 792 году возвратился к двору Карла и принял деятельное участие в церковном споре против адоптиан. Г. Вебер. Всеобщая история.

Г. Вебер. Всеобщая история. Пер. с нем. V 387 [ 1887 ].

Элипанд толедский, адоптианин из конца VIII века, отличал себя от Боноза тем, что признавал Христа усыновленным по человечеству, а Боноз по божеству.

Прав. энц. I 7 [ 1900 ].