По определению глубокого знатока обычной и народной жизни Сербов, Вука Караджича, етими двумя именами <довоче, пасторче> обозначаются дети, принимаемые в семейство или мужем или женою. В етом различении именно лиц адоптаторов
и заключается етимология обоих речений.
Сначала адопция была свободная; но впоследствии римский закон стеснил ее, дозволяя быть адоптатором
или усыновителем только одному из восходящих родственников усыновляемого, а для всех прочих родственников и для посторонних возможно было усыновление без перехода полной родительской власти.
<В Римском государстве> сенатор не мог жениться не только на актрисе, но даже и на той женщине, родители которой занимались сценическим искусством. .. При этом не делалось никакого различия, является тот отец, сценическая профессия которого мешает браку его детей, естественным отцом, или же только адоптатором
.
Тогда выступает adoptator
и предъявляет против покупщика для формы vindicatio in patriam potestatem: покупщик в суде молчит, и претор на основании этой confessio in jure приговаривает дитя (addicit) адоптатору.