Фильтры
Вокабула
Автор
 
абагы ( абага ) неизм. м. якут. абааһы
Сверхъестественное существо, злой дух, хозяин местности в верованиях якутов.

Бог-леший «абага» и чёрт тоже «абага» или иногда «абаса» (в сказках) играют между собою в карты. .. Абага, как лесной, так и водяной, якутом никогда не произносится громко, а всегда шёпотом, из боязни, что если абага услышит произносимым своё имя, то рассердится.

Журн. гражд. и угол. права 3 36 [ 1891 ].

Абагы это — полубоги, почему их можно убить; тогда они отправляются на запад «верхнего места». Абагы часто дружит с человеком, служит ему бескорыстно (этот поступок якуты объясняют придурковатостью абагы, так как только глупец может сделать что-нибудь без расчета), верою и правдой.

Землеведение 2 65 [ 1894 ].

Как и якуты, средневец убежден, что каждая болезнь происходит от того, что в тело вселяется какой-нибудь абагы (злой дух).

Дионео. На крайнем северо-востоке Сибири 23 [ 1895 ].

Недаром инородцы говорят, что комар — детище абагы (дьявола).

Дионео. На крайнем северо-востоке Сибири 72 [ 1895 ].

От удара раздалось эхо, как отдаленный раскат грома; лоб абагы вдался, но тотчас же выпрямился со звоном, словно дно железного котла.

В. Н. Харузина. Сказки русских инородцев 171 [ 1898 ].
русский абагы Чёрт.

К богатой якутской демонологии присоединился и русский абагы (чёрт), живущий иногда в птицах, зверях, в воде и пр. и наносящий вред людям .. Если оюн говорил, что надо умилостивить русского абагы, то ставили пред изображением Огропелы восковые свечи .. и русскому абагы курился фимиам.

Этнограф. обозр. XXXII 1 177-178 [ 1897 ].
адвент а м. англ. Advent нем. Advent лат. Adventus
1. Воскресенье рождественского поста у католиков.

Первой адвент, т.е. день явления Христова во плоти, приходит всегда между 27 Ноября и 3 Декабря, и после сего следуют еще 3 Воскресенья, называемые адвентами, после которых Рождество Христово, празднуемое всегда 25 Декабря. 

Новое зрелище Вселенной. Пер. с нем. 2 118 [ 1804 ].

Осенью заседания <Приходского суда> начинаются в понедельник после первого Адвента

Полн. собр. законов Рос. имп. 2 XXXI 485 [ 1856 ].

3-й Адвент.

Моск. бесплатный календарь на 1886 год. 27 [ 1886 ].
2. Четырехнедельный рождественский пост у католиков.

Согласно с распорядком западного церковного года, устав начинается с адвента, обнимает праздник Рождества Христова и период за ним следующий вплоть до великого поста. 

И. Д. Мансветов. Церковный устав. 70 [ 1885 ].

Католическая церковь обратила время адвента в период покаяния, запретив всякие публичные увеселения, танцы и свадебные празднества, усилив пост и употребляя при богослужении траурное облачение. 

Бр.-Ефр. I 167 [ 1890 ].
адопта́тор а, м. лат. adoptator юр.
Усыновитель, приемный отец или мать.

По определению глубокого знатока обычной и народной жизни Сербов, Вука Караджича, етими двумя именами <довоче, пасторче> обозначаются дети, принимаемые в семейство или мужем или женою. В етом различении именно лиц адоптаторов и заключается етимология обоих речений.

А. Л. Дювернуа. Об историческом наслоении в славянском словообразовании 61 [ 1867 ].

Сначала адопция была свободная; но впоследствии римский закон стеснил ее, дозволяя быть адоптатором или усыновителем только одному из восходящих родственников усыновляемого, а для всех прочих родственников и для посторонних возможно было усыновление без перехода полной родительской власти.

Я. И. Гурлянд. Юридический лексикон 1 56 [ 1885 ].

<В Римском государстве> сенатор не мог жениться не только на актрисе, но даже и на той женщине, родители которой занимались сценическим искусством. .. При этом не делалось никакого различия, является тот отец, сценическая профессия которого мешает браку его детей, естественным отцом, или же только адоптатором.

Филол. обозр. XX 1 18-119 [ 1901 ].
нетрансл.

Тогда выступает adoptator и предъявляет против покупщика для формы vindicatio in patriam potestatem: покупщик в суде молчит, и претор на основании этой confessio in jure приговаривает дитя (addicit) адоптатору.

И. А. Покровский. Лекции по истории римского права 238 [ 1904 ].