Фильтры
Вокабула
Автор
 
адвент а м. англ. Advent нем. Advent лат. Adventus
1. Воскресенье рождественского поста у католиков.

Первой адвент, т.е. день явления Христова во плоти, приходит всегда между 27 Ноября и 3 Декабря, и после сего следуют еще 3 Воскресенья, называемые адвентами, после которых Рождество Христово, празднуемое всегда 25 Декабря. 

Новое зрелище Вселенной. Пер. с нем. 2 118 [ 1804 ].

Осенью заседания <Приходского суда> начинаются в понедельник после первого Адвента

Полн. собр. законов Рос. имп. 2 XXXI 485 [ 1856 ].

3-й Адвент.

Моск. бесплатный календарь на 1886 год. 27 [ 1886 ].
2. Четырехнедельный рождественский пост у католиков.

Согласно с распорядком западного церковного года, устав начинается с адвента, обнимает праздник Рождества Христова и период за ним следующий вплоть до великого поста. 

И. Д. Мансветов. Церковный устав. 70 [ 1885 ].

Католическая церковь обратила время адвента в период покаяния, запретив всякие публичные увеселения, танцы и свадебные празднества, усилив пост и употребляя при богослужении траурное облачение. 

Бр.-Ефр. I 167 [ 1890 ].
адеква́т ( адэква́т ) а, м. нем. Adäquat
1. филос. «То, что тожественно, сообразно с природой объектов в идеях или знаниях». Сл. Акад. 1891 17 [ 1891 ].

То, что совершается в области мысли, существует и в самой жизни, ибо жизнь, говорили нам, есть не иное что, как проявление мысли, адекват ее. Но жизнь и мышление не одно и то же. 

Отеч. зап. CXXVI 184 [ 1859 ].

Сводя бесконечное разнообразие явлений к немногим весьма общим законам, она <наука> дает возможность уму избежать разбросанности, которая отняла бы у него всякую силу, и сделаться в некотором роде адэкватом вселенной, равнозначущим ей, понять ее красоту, гармонию, единство, а это движение ума к единству все более и более высокому придает ему крылья и помогает возвыситься до метафизических гипотез.

Ж. Пейо. О веровании. Пер. с франц. 76 [ 1897 ].
2. книжн.​ Соответствие, эквивалент чему-л.

Было уже говорено выше, что вопрос о реальном значении начертания ъръ и его вариаций, как адеквата сочетанию оро, был особенно ясно поставлен пр. Потебней.

Зап. Новорос. ун. 25 4 [ 1878 ].
адопта́тор а, м. лат. adoptator юр.
Усыновитель, приемный отец или мать.

По определению глубокого знатока обычной и народной жизни Сербов, Вука Караджича, етими двумя именами <довоче, пасторче> обозначаются дети, принимаемые в семейство или мужем или женою. В етом различении именно лиц адоптаторов и заключается етимология обоих речений.

А. Л. Дювернуа. Об историческом наслоении в славянском словообразовании 61 [ 1867 ].

Сначала адопция была свободная; но впоследствии римский закон стеснил ее, дозволяя быть адоптатором или усыновителем только одному из восходящих родственников усыновляемого, а для всех прочих родственников и для посторонних возможно было усыновление без перехода полной родительской власти.

Я. И. Гурлянд. Юридический лексикон 1 56 [ 1885 ].

<В Римском государстве> сенатор не мог жениться не только на актрисе, но даже и на той женщине, родители которой занимались сценическим искусством. .. При этом не делалось никакого различия, является тот отец, сценическая профессия которого мешает браку его детей, естественным отцом, или же только адоптатором.

Филол. обозр. XX 1 18-119 [ 1901 ].
нетрансл.

Тогда выступает adoptator и предъявляет против покупщика для формы vindicatio in patriam potestatem: покупщик в суде молчит, и претор на основании этой confessio in jure приговаривает дитя (addicit) адоптатору.

И. А. Покровский. Лекции по истории римского права 238 [ 1904 ].