Фильтры
Вокабула
 
автократичность ( аутократичность ) и, ж. редко книжн.​
Самодостаточность, самостоятельность.

Автократичность славянорусских семейно-родовых союзов эпохи призвания Рюрика доказывается последователями родовой теории только указаниями на летописные свидетельства, упоминающие о родах, произвольно толкуемые, не имеющие в подлинных летописных текстах того смысла, какой придают им последователи родовой теории.

Д. Я. Самоквасов. Исследования по истории русского права I 86 [ 1896 ].

Трудно себе представить искусство, не связанное с жизнью, и, как бы теоретики ни отстаивали независимость, аутократичность искусства, оно всегда будет тесно связано с общими теориями времени, иначе оно будет мертво и безжизненно.

Рус. мысль 3 60 (Библ. отд.) [ 1901 ].
ада́мовщина ы, ж. собир. рег.​
Затонувшие ископаемые деревья Сибири.

На тундре находят также далеко от лесу в ярах над озерами и речками целые березы с корнем и корою. Они истлели, но жители употребляют их на топку, в случае недостатка в дровах. Они не дают пламени. Жители называют сии березы Адамовщина

Сиб. вестн. 1 19 158 [ 1822 ].

Ноевщина и Адамовщина не росли на тех местах, на которых теперь встречаются. Они занесены течением рек, а потом уже покрылись слоем морского песка. Как этот лес, так и мамонтовые кости, которые с ним вместе попадаются, в одно время наверно приплыли с южных местностей Сибири.

А. С. Уваров. Археология России: Каменный период. 157 [ 1881 ].

Плавучий лес сибирских рек окаймляет почти сплошной каймой полярные острова Ледовитого океана и носит там характерное название «ноевщины» или «адамовщины»

Южаков XII 399 [ 1903 ].
адекватность ( адэкватность ) и, ж. чего, между чем. книжн.​
Эквивалентность, соответствие чему-л.

Добросовестно никто не может сказать, чтоб была адекватность между учением восточной церкви и требованиями духа времени. 

А. И. Герцен. Дневник 316 [ 16.11.1843 ].

Он <В. Д. Кудрявцев> в последующих статьях своих подвергает анализу сущность человеческого познания, различая в нем три вида: эмпирическое, рациональное и идеальное. Общим началам этого замечательного анализа служит у него мысль об адекватности мышления и бытия,  то есть, — что все содержание нашего познания вполне соответствует внешнему объективному бытию.

Вера и разум II 1 175 [ 1892 ].

Простота, ..несмотря на свою формальность, невольно вызывает в уме представление о какой-то не то правдивости, не то искренности, не то адэкватности между речью и мыслью, чувством и поступком, жестом и настроением и т.д.

Д. Н. Овсянико-Куликовский. Л. Н. Толстой как художник. 72 [ 1899 ].
нетрансл.

Что переводишь, надо прежде всего понять. А наши переводчики большею частию так необразованны, что не в силах перевести пьесу, коренящуюся в философии и истории. За буквальность и adequat'ность по смыслу своего перевода ручаюсь.

А. А. Фет — Н. В. Гербелю. 761 [ 27.12.1877 ].