Фильтры
Вокабула
 
адопцианизм ( адоптианизм ) а, м. франц. adoptianisme нем. Adoptianism англ. adoptianism рел.
Сектантское учение, возникшее в VIII в. в Испании и Франции, основанное на отрицании Божественной сущности Иисуса Христа.

Скудный великими церковными мыслителями, Запад был счастливо-беден ересями; но между тем, как все ереси Востока обращены к вопросам о сущности Бога и человека, пелагианизм и адопцианизм обращаются к вопросам о правах воли человеческой и о правах самого человека в отношении к Божеству.

А. С. Хомяков. По поводу статьи И. В. Киреевского 206 [ 1852 ].

У Исидора и в литургии принятие Сыном Божиим человеческой природы обозначалось выражением: усыновление (adoptio); из этого выражения они и выводили учение о двояком сыновстве Сына Божия, которое по своему основному пункту и названо адопцианизмом, или ересью адопциан.

Е. И. Смирнов. История христианской церкви 1-2 416 [ 1872 ].

Феликс ургельский, епископия которого входила в состав королевства Карла в. <Великого>, стал проповедовать адопцианизм.

Христ. чтение 5-6 807 [ 1883 ].

В недрах церкви этот деистический дух господствует в некоторых сектах. Мы видим его в арианских и македонианских представлениях о Пресвятой Троице, в грубой евионитской христологии, в утонченных умозрениях Нестория и в испанском адоптианизме.

Правосл. обозр. 1 493 [ 1884 ].
атерманический ая, ое. франц. athermane нем. athermane физ. редко
То же, что атерми́ческий .

Так напр<имер> квасцы, вода — тела атерманические (или не теплопрозрачные) для темных теплородных лучей; тела же непрозрачные для световых лучей вместе с тем не пропускают светлых теплородных лучей.

Энц. сл. V 673 [ 1862 ].
атерманическая средина

Атерманическая средина, в физике назыв<ается> средина, не пропускающая теплородных лучей, как напр<имер> квасцы, вода.

А. Залеский. Новейший полный справочный словарь I 90
атерми́ческий ая, ое. франц. athermique физ.
Не проводящий тепла, нетеплопроводный. Атермические вещества, тела.

Тела, на которые падают теплородные лучи, или пропускают их, как прозрачные тела пропускают свет, или напротив того не пропускают света как тела непрозрачные. В первом случае, тело называется теплопрозрачным или диатермическим, а в последнем оно не теплопрозрачно или атермическое. .. Если лучи теплорода падают на атермические тела, к которым принадлежат почти все тела непрозрачные, то здесь, как и при падении света, часть лучей отражается, а другая поглощается телом.

Карманная книжка для любителей землеведения 182-183 [ 1848 ].

Они <вещества> разлагают, так сказать, принимаемые ими теплородные токи, и из них, по выбору, некоторые лучи удерживают, а другие пропускают, являясь для первых непрогреваемыми или лучше сказать, атермическими (athermanes), а для последних прогреваемыми, то есть диатермическими (diathermanes).

Вестн. ест. наук 7 843 [ 1859 ].

Вещества, не пропускающие чрез себя никаких теплородных лучей, или весьма мало, называются нетеплопрозрачными, или атермическими. Таковы все металлы, дерево, камни и друг<ие>.

К. Д. Краевич. Учебник физики 508 [ 1889 ].
Холодный.

Описывая минеральные воды, я часто обозначал их по степени температуры, принимая в основание обыкновенную температуру ванны, т. е. 33°,8 С. 27°R. Я называл мезотермическими (теплыми) воды этой температуры, причем температура окружающего воздуха была = 15°С = 12°R; гипертермическими (горячими) воды, которых температура была выше; гипотермическими (тепловатыми) воды, которых температура была понижена, впрочем не ниже 25°С — 20°R; прототермическими (холодноватыми) воды температуры от 15°C = 12R до 25°C = 20°R; наконец атермическими (холодными) все воды, которых температура ниже 15°С.

А. Ротюро. Главные минеральные воды Европы. Пер. с франц. 12 [ 1859 ].