автокрити́ческий ая, ое. от франц. autocritique редко
Содержащий в себе автокритику, самокритический.

Существуют собственно два направления, которые разделяют наши журналы; одни из них считают идеалом или, точнее, составляют проект юридико-экономического общества по западным образцам, буржуазного или социалистического характера; это направление, по существу — городское. Другое направление отрицает западные образцы и не считает, по-видимому, удовлетворительными юридико-экономические идеалы вообще, не определяя, однако, сущности самого нравственного идеала и не входя в объяснение способов приведения его в исполнение. Во всяком случае, направление это, в противоположность первому, можно назвать сельским, даже суеверно-сельским. ..­ Обе партии — едко критические, но вовсе не автокритические — никогда не обращались к себе с вопросом: почему они враждебны?— не считали никогда и нужным такой вопрос! Да и как могли бы они сознаться в своих недостатках, ставя в основу сознание своего личного достоинства?

Н. Ф. Федоров. Музей, его смысл и назначение II 414-415 [ 1903 ].
в назв.

Бюлов. «Signale», Лейпциг, 1879 г.: «Автокритическое путешествие по царству туманов».

Труд. VII 177 [ 1890 ].
ада́т ( адет ) а м. от араб.
Обычай, имеющий силу закона, который отражает систему традиционных норм, регламентирующих все стороны общественного и индивидуального поведения у мусульман.

Как видно из сборников местных адатов 60-х годов, шариату в Чечне подлежали лишь немногие гражданские дела.

Ф. И. Леонтович. Адаты кавказских горцев. 1-2 32 [18821883 ].
Адат по убийству

Адаты по убийству. В убийстве всегда обвиняется один, хотя-бы участвовало в убийстве несколько лиц и убитому было нанесено несколько ран.

Сб. свед. о кавк. горц. 7 85 [ 1873 ].
Соблюдать, установить адат

— «Мы скажем», отвечал один из стариков, «что нужно соблюдать адат

Сб. свед. о кавк. горц. 7 39 [ 1873 ].

Путем собирания местных обычаев, аварский правитель старался установить однообразные адаты для своих владений. 

Ф. И. Леонтович. Адаты кавказских горцев. 1-2 42 [18821883 ].
по адату

Применение адата не требовало особых познаний, и всякое дело, на которое нет прямого решения в шарияте, легко кончается по адату, большинством голосов.

Сб. свед. о кавк. горц. 1 6 [ 1868 ].

У дагестанских горцев «средину» между судом по адату и судом по шариату (духовным законом мусульман) занимает решение дел по маслагату, т.е. мировой сделке. 

Ф. И. Леонтович. Адаты кавказских горцев. 1-2 40 [18821883 ].
адье-бонжур межд. от франц. adieu, bonjour редко разг.​
Употребляется для выражения окончания чего-л.

— Много ты, брат, возьмешь, если будешь с ней <девчонкой> на деликатностях выезжать! — заметил штабс-капитан. — С этими особами нужно раз, два, три, да и только! Угодно, сударыня, — хорошо, а нет — так адье-бонжур.

А. Н. Плещеев. Буднев 459 [ 1857 ].
нетрансл.

О вкусах не спорят. Полюбить свет, une bonne fois, да так, чтобы от него тошно стало, — по-моему совсем не бесполезно, и Всеволод, если недоволен, — неправ; но вот беда, если свет к вам в душу влезет, ну тогда adieu bonjour: это история вашего покорного слуги и его супруги.

В. П. Мещерский. Женщины из петербургского большого света 219 [ 1875 ].

Потом вышел и граф Труворов. — Что, брат, обратился он к графу Симонову: adieu, bonjour, с чем приехал, с тем и уехал; проекты твои в трубу, молодец! 

В. П. Мещерский. Лорд-Апостол в большом петербургском свете I 453 [ 1876 ].