Фильтры
Вокабула
Автор
 
я́канье я, ср. лингв.
Произношение звука «а» в безударных слогах после мягких согласных.

Стоит белоруссу только рот открыть, и вы услышите от него неизбежное аканье, яканье, дзеканье и цьеканье.

Я. Ф. Головацкий. Черты домашнего быта русских дворян на Подляшье 37 [ 1888 ].

На юге Рязанской губернии говоры становятся сильно акающими, а северно-рязанские говоры лишь заимствовали свое аканье и яканье.

Е. Ф. Будде. К истории великорусских говоров 81 [ 1896 ].
полное яканье Произношение звука «а» после мягких согласных во всех безударных слогах независимо от качества ударного гласного.

Во всех этих местностях мы встречаем и случаи я́канья вместо и́канья, но эти случаи встречаются сравнительно реже. Есть однако местность, которая в наших записях отмечена, как отличающаяся по преимуществу полным яканьем, подобным южно-рязанскому.

Е. Ф. Будде. К истории великорусских говоров 54 [ 1896 ].
слабое яканье умеренное яканье Произнесение звука, переходного от «е» к «я», в безударных слогах после мягких согласных.

В Литвинове при аканье наблюдается и слабое яканье; записаны произношения: дявать, вярста (не ясное я, но близкий к нему звук), яво, ничяво, сяло .. (звук между е, я).

В. И. Чернышев. Сведения о народных говорах некоторых селений Московского уезда 32 [ 1900 ].

Зная действительно возможную ассоциацию в умеренно-акающем говоре буквы е в неударенном слоге со звуком более близким к я, чем к е, мы можем с большим правом говорить, что в везать и др. у Кирши Данилова выразилось не еканье, а умеренное яканье.

Л. Л. Васильев. Рец. на: Н. Дурново. Описание говора деревни Парфёнок 32 [ 1904 ].
О переходе звука «ѣ» в «я».

Под «яканьем» я разумею здесь переход неударенного ѣ в я. Переход же неударяемого е в я, по свидетельству памятников, должно отнести к XV веку.

Рус. фил. вестн. XII 3 53 [ 1884 ].
щоканье я, ср.
Произнесение слова «что» как «шчо».

Еслиб орфография была точным выражением звуков, мы имели бы столько орфографических систем, сколько различных произношений, и прекрасный язык обратился бы в чудовищную смесь областных наречий, в вавилонский хаос заиканья, мямлянья, картавленья, гнусивого выговора, чоканья, цоканья и щоканья.

Отеч. зап. II 6 45 [ 1839 ].

Не выходя из города <Коломны>, я слышал, и притом частию от горожан, частию от подгородных, и щоканье, и цоканье, и смягчение и расширение гласных: цаво (чего), лебоще (либо что), нашелси впиреди, лезя (лезет), идёть (идет) и т. п.

Н. П. Гиляров-Платонов. Из пережитого 1 177–178 [ 1886 ].
чуждоприсвоение я, ср. церк.​
1. Присвоение себе чужого имущества, воровство.

Не желай, чтоб тебе поручена была экономия (смотрение за этими вещами и распоряжение ими по обители), чтобы не быть плененным ими и, вместо воздаяния за труд служения обители, не подпасть осуждению за воровство и святотатство. Если же будешь принужден настоятелем .. расстроивай и самый первый прилог помысла (о чуждоприсвоении) исповедию и покаянием, и молитвою настоятеля сохранен будешь невредимым.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник 490 [ 1870 ].

Тесно, но в твоей власти извлечь спасение из сей тесноты. Трудись добросовестно, иждивай умеренно, делись дружелюбно, бегай чуждоприсвоения, терпи благодушно, паче же, в покаянии и богопреданности, неси сей крест житейский как заслуженное наказание и меру исправления,— и он послужит тебе во спасение.

Феофан Затворник. Богоугодная жизнь вообще 474 [ 1893 ].
2. у Феофана Затворника Приписывание себе чужой славы .

Не почитал хищением быть равным Богу, — не по чуждоприсвоению было то, что Он <Христос> имел Себя равным Богу, ἴσα θεῷ, — ровно, на одной линии с Богом: но потому, что собственное Его естество и существо было Божеское.

Феофан Затворник. Толкование Послания апостола Павла к Филиппийцам 467 [ 1875 ].

Свой труд всеконечно нужен; но он не дает духовного — существенно и прочно, а только ищет его и подготовляет к принятию его. Дает все одна благодать. Извольте же это сердцем исповедать, и себе ничего ни присвоять. В этом присвоении — грех чуждоприсвоения.

Феофан Затворник. Письма о разных предметах веры и жизни 439 [ 1882 ].

Чуждоприсвоение духовное (себе приписывание успехов) является в разных видах, и бывает причиною научительного отступления благодати.

Феофан Затворник. Письма к разным лицам 2 281 [ 1882 ].