Вокабула
Тип единицы
Динамика
Этимология
Стилистика
Семантика
Функционирование
Грамматика
Грамматика в грамматической форме
Транспозиции
Типы контекстов
Справка
- 18 results found
- (-) вошло в употр. (18)
- (-) филос. (10)
- (-) юр. (9)
- Очистить запрос
Король значил не все в Польше; там всякая корпорация имела аутократию
, а потому нужно было заставить всех Поляков уважать титул Царя Русского.
Как должны были поражать иноземцев, выросших среди иных обычаев, наше бесцеремонное обращение с подчиненными и слугами, наша барская спесь и семейная автократия
!
Короли боролись против независимости прелатов в их качестве французских сеньеров и против автократии
папы, как главы церкви.
По отношению к внутренней политике она <императрица Евгения> проявила чрезвычайное стремление к безграничной автократии
и резкое антилиберальное направление.
В былое время, одна колоссальная личность привлекала общее удивление, одну систему считали венцом человеческого творчества; но чем свободнее и многостороннее становится критика, тем ярче и полнее обрисовываются явления и лица, забытые или отверженные в эпоху философской автократии
.
От общества, где на дне лежит такая произвольность власти, как в крестьянской семье, этом грунте всех общественных построений, бюрократия не может почерпать иных замашек как замашки произвола; в свою очередь и от автократии законодательной
и судебной
она не может заимствовать также ничего кроме автократизма или самовластности.
Убийством этим <шефа жандармов Мезенцова> социалистская молодежь смело кидает перчатку в лицо автократии
... Наконец-то, наконец!
То, гордо выставив грудь вперед, обдают они <литераторы> потоком презрения жалкого «эмпирика», интересующегося только конкретным и преходящим; то, бия себя в перси, мечут громы нравственного негодования на гнусного «гедониста» и «солипсиста», конспирирующего против автократии
морального принципа.
He в силах будучи умственно владычествовать над природой, самостоятельно покорять ее, не вооруженный автократией
науки, естествознания и не имея во главе у себя собственного мыслящего класса, .. народ не имел умственной самостоятельности.
Признавая громадное значение этих <естественных> наук, широко пользуясь их выгодами, M.<ихайловский> тем не менее оспаривает их автократию
в сфере социологии.
Кант называет автократиею
самообладание, владычество разума над противными ему склонностями.
В здоровом состоянии организм оживляется и содержится в гармоническом порядке духовною силою (автократия
, жизненная сила). Без этой оживляющей духовной силы организм мертв.
То, что совершается в области мысли, существует и в самой жизни, ибо жизнь, говорили нам, есть не иное что, как проявление мысли, адекват
ее. Но жизнь и мышление не одно и то же.
Сводя бесконечное разнообразие явлений к немногим весьма общим законам, она <наука> дает возможность уму избежать разбросанности, которая отняла бы у него всякую силу, и сделаться в некотором роде адэкватом
вселенной, равнозначущим ей, понять ее красоту, гармонию, единство, а это движение ума к единству все более и более высокому придает ему крылья и помогает возвыситься до метафизических гипотез.
Было уже говорено выше, что вопрос о реальном значении начертания ъръ и его вариаций, как адеквата
сочетанию оро, был особенно ясно поставлен пр. Потебней.
По определению глубокого знатока обычной и народной жизни Сербов, Вука Караджича, етими двумя именами <довоче, пасторче> обозначаются дети, принимаемые в семейство или мужем или женою. В етом различении именно лиц адоптаторов
и заключается етимология обоих речений.
Сначала адопция была свободная; но впоследствии римский закон стеснил ее, дозволяя быть адоптатором
или усыновителем только одному из восходящих родственников усыновляемого, а для всех прочих родственников и для посторонних возможно было усыновление без перехода полной родительской власти.
<В Римском государстве> сенатор не мог жениться не только на актрисе, но даже и на той женщине, родители которой занимались сценическим искусством. .. При этом не делалось никакого различия, является тот отец, сценическая профессия которого мешает браку его детей, естественным отцом, или же только адоптатором
.
Тогда выступает adoptator
и предъявляет против покупщика для формы vindicatio in patriam potestatem: покупщик в суде молчит, и претор на основании этой confessio in jure приговаривает дитя (addicit) адоптатору.