Фильтры
Вокабула
Автор
автокефальство а, ср. церк.​
То же, что автокефалия .

Колхида и самый Трапезунт были то в подчинении Иверскому Католикосу, то находились в независимости от него, образуя собою как бы Автокефальство. Так город Севастополис был Автокефалия Абхазии, Фазида провинции Лазов, Трапезунт — провинции Понтийской.

П.И. Иоселиани. Краткая история грузинской церкви 148 [ 1843 ].

Нет никакого сомнения, что Католикоство Иверийское, повело к мысли о независимости и Архиепископов стран Черного моря, находящихся в ведении Патриаршеств: прежде Антиохийского, потом Византийского и заставило стараться об автокефальстве (независимости), что и совершилось.

М. Селезнев. Руководство к познанию Кавказа 3 51 [ 1850 ].

Гайканская народность не утратила своего типа и не исчезла ни в одном из политических переворотов: могла ли же она исчезнуть при условии мира и единения духовного с Церковию кафолическою? А если для сего неотменно требовалось автокефальное управление Церкви их, то и автокефальство это пришло бы к ним в свое время, — пришло бы само собой и путем более законным и вполне неукоризненным и благословенным.

Софония, еп. Современный быт и литургия христиан инославных 500 [ 1876 ].
авторитетство а, ср. кого, чего и без доп.
1. собир. О наиболее влиятельных лицах в какой-либо сфере деятельности (литературе, медицине и т.п.).

Если она <русская критика 1820-х годов> еще и сама темно и сбивчиво понимала свои требования, повторяемые ею с чужого голоса, тем не менее она произвела ими живую реакцию псевдо классическому направлению литературы. Сверх того, она прорвала плотину авторитетства, которая держала литературу в апатической неподвижности, и идеи заменяла именами.

В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Статья пятая XI 362 [ 1844 ].

Официально признанное общество врачей, подобное, например, Харьковскому, могло бы с большим успехом заменить наши комитеты народного здравия и оспенные, которые большею частию существуют лишь номинально .. Такое общество, под влиянием благотворного соперничества, в самой организации своей находило бы достаточно побуждений к посильной деятельности; а деятельность эта уж конечно была бы более полезна, нежели авторитетство сельских старух.

Зап. Бессараб. обл. статистич. комитета I Протоколы 47 [ 1864 ].
2. Общепризнанное значение, влияние.

Не обошли <заговорщики клеветой> и патриарха, авторитетством своей пастырской власти стоявшего за законность. — Какой он учитель, говорил о патриархе Гладкий, не велит после аминя кланяться; доберусь же я до его пестрой рясы и уличу его.

Ист. библиотека 8 203 [ 1879 ].

Я пишу не историю. Прошу читателей не придавать моему рассказу оффициальности, а смотреть на него, как на личные воспоминания и взгляды участника, не имеющего ни малейшей претензии на литераторство, а тем более на авторитетство.

П.П. Карцов. Из прошлого II 546 [ 1888 ].
адамитство а, ср.
Сектантское псевдохристианское учение адамитов, согласно которому во время богослужения необходимо обнажаться для достижения первородного состояния.

Брожение народной мысли <в Чехии 14 в.> выразилось, как и следовало ожидать, множеством самых разнообразных стремлений, понятий и заблуждений: тут были и мирные преобразователи и восторженные утописты, приверженцы предания и рационалисты, терпимость и фанатизм, аристократия и демократия, адамитство и хилиазм, социализм и коммунизм.

А.Н. Пыпин, В.Д. Спасович. Обзор истории славянских литератур. 248 [ 1865 ].

У таборитов не было одной господствующей системы; в бурном хаотическом процесе выработки ее сталкивались и переплетались между собою самые крайние понятия, начиная с умеренного таборитства, проповедывавшего первобытное христианство, до хилиазма, ожидавшего преставления света, или адамитства, стоявшего за пантеизм в религии и за комунизм в жизни.

Дело 11 6 [ 1880 ].

Вслед за тем <после собора 14 века> появилось в Болгарии адамитство в более определенной форме, но оно было мирным образом прекращено проповедью св. отшельника Феодосия.

Бр.-Ефр. XXVI 703 [ 1894 ].
в образн. контексте

Общественная мысль, лишенная возможности безбоязненного проявления, или замыкалась сама в себе, или разбивалась, так сказать, на какие-то осколки общественного мнения, бросалась в мистицизм, в «иллюминатство», в «адамитство», в исковерканное франк-массонство. 

Д. Л. Мордовцев. Русские женщины Нового времени 127 [ 1874 ].