электромото́р ( електромотор , электро-мотор ) а, м.
1. физ. итал. elettromotore. Гальванический источник электрического тока.

Прибор в столь малое время, какова десятая часть секунды, должен чрезвычайно часто разряжаться и опять заряжаться; обстоятельство важное в отношении к изъяснению посредством его явлений, и побудившее Вольту приборы для усиленного Гальванического електричества наимяновать електромоторами (беспрерывными возбудителями електричества).

Начальные основания физики I 457 [ 1815 ].

Самый лучший жидкий проводник не пропускает Е<электричество> сквозь себя так скоро, как заряжаются электромоторы. От сего происходит, что скорость электрической струи, и все зависящие от того действия, уменьшаются с увеличением толстоты жидких слоев. Для сего должно стараться сколь возможно сближать между собою составные части вольтова столба.

Физика. О веществах невесомых 355 [ 1832 ].

Если .. сами нервы и мускулы были электромоторами, то они же служили вместе и проводниками, и электрометрами. Электричество в них возбужденное разнородностию их химического состава, в момент прикосновения их или раздражения, раздражает деятельное нервное начало и чрез то производит известное явление <сокращение> в мускулах.

А. Филомафитский. Физиология III 64-65 [ 1840 ].
образно

Но как, спросят, может быть, сорок дней и сорок ночей может литься беспрерывно дождь? .. весьма естественно, если беспрерывно продолжающийся процесс образования водяной надатмосферной земной оболочки представим себе происходящим не там, где он, может быть, совершается, или совершается только в малом виде, т.е. не по всей наружности земли, а именно у полярных жерл, где атмосфера, при обращении земли около оси, должна быть в состоянии разреженном; где, может быть, беспрерывно по влиянию прочих тел небесных развиваются + и ‒ огромного нашего электромотора.

А. Дейхман. Мысли об основании землеиспытательной науки 22 [ 1829 ].
2. Мотор, двигатель, приводимый в действие электричеством и превращающий электрическую энергию в механическую.

Электрическая передача состоит, главным образом, из трех частей: 1) электровозбудителя (электрогенератора), или первичной машины, где механическая работа тратится на получение тока; 2) собственно проводов, для передачи тока; 3) электродвигателя (электромотора), или вторичной машины, где ток .. производит механическую работу.

Инженер. III 7-8 324-325 [ 1884 ].

В новой системе <электрических железных дорог> предлагается прокладывать проводники в виде проволочных канатов вдоль полотна — по трубам с прорезом на нижней стороне. Электромотор помещается на поезде и скрепляется с проводниками при помощи особых рук, с остроумным приспособлением для возможно полного электрического соединения. Ток идет из мотора по отрицательной руке в один из проводников и возвращается в машину поезда по другому через положительную руку.

Инженер. I Янв. 1 295-296 [ 1885 ].

Электричество долгое время было только «курьезным» явлением природы, не имеющим никакого практического значения; если бы Грэй, Гальвани, Фарадей и прочие его исследователи не руководствовались правилом: «наука для науки», то мы не имели бы теперь ни телеграфа, ни телефона, ни рентгеновских лучей, ни электромоторов.

В. В. Вересаев. Записки врача I 265 [18951900 ].

Электрический двигатель беспрекословно есть идеал двигателей; регулярность его действия и его чудесная эластичность достаточны для оправдания этой репутации. .. Можно требовать от электромотора двойной, тройной, четверной работы против нормальной, им производимой, и не бояться при этом никаких повреждений.

Зап. Моск. отд. Рус. тех. общ. 1 56 [ 1899 ].

В 1881 г. Raffard впервые делал опыты применения электрической энергии к движению экипажей, пользуясь для этой цели аккумуляторами; почти в то же самое время построен был в Париже .. трицикл, приводимый в движение небольшим электро-мотором, получавшим ток от 6 аккумуляторов.

Южаков I 102 [ 1902 ].
3. То же, что электрово́з  (2) .

Успехи, которые рассчитывают получать посредством электричества, отчасти просто баснословны. Так хотел напр. некий г. Meems в Балтиморе изготовить электрический вагон, который шел бы со скоростью 300 километров в час. .. Проф. Elihu Thomson в Мене (в штате Массачузетсе) тоже полагает, что возможно выстроить электромоторы, которые шли бы при известных условиях со скоростью 260 километров в час.

А. Бебель. Женщина настоящего, прошедшего и будущего времени. Пер. с нем. 288 [ 1895 ].