Фильтры
Вокабула
 
адено́иды ов, мн. ед. Аденоид а м. лат. adenoides
1. То же, что адено́ма .

Аденоид или аденома (греч.), — железистая опухоль. 

Бр.-Ефр. I 173 [ 1890 ].

Опухоли слезной железы, описываемые авторами под различными названиями, имеют между собою то общее, что состоят, с одной стороны, из гипертрофированной, а с другой — из колоидно перерожденной железистой ткани, и их всего правильнее называть аденоидом.

РЭМН IV 774 [ 1892 ].
2. Патологически разросшиеся глоточные (носоглоточные) миндалины, вызывающие затруднение носового дыхания, снижение слуха и другие расстройства.

Аденоиды чаще всего наблюдаются у детей между 5-15 годами, .. т.е. встречаются чаще у учеников низших и средних классов. 

Рус. школа 4 255 [ 1896 ].

В руководящих сферах учебного ведомства пришли как-то к тому заключению, что главная причина неуспешности ученика и даже плохого его поведения заключается в каких-то наростах в носу, называемых «аденоидами», и что стоит только вырезать эти наросты, последние ученики делаются первыми по успехам, а дурные ученики по поведению делаются примерными. 

Е. В. Белявский. Педагогические воспоминания. 188 [ 1903 ].
адоптиа́не ( адоптияне адопциане ) адоптиан, мн. ед. адоптианин а, м. лат. adoptiani рел.
То же, что адопцианисты .

Но вот возник спор с Адоптианами. Елипанд, Архиепископ Толедский, и Феликс, Епископ Ургольский, писали, что Иисус Христос только по божественной природе есть Сын Божий, а по человечеству Он Сын по благодати усвоения (gratia adoptionis).

Чтен. в Имп. общ. истории и древн. 4 16 [ 1846 ].

Адоптияне, еритики VIII века, утверждавшие, в своем безумии, что Иисус Христос, по человечеству, не есть собственный Сын Божий, но только усыновленный.

Сл. Крайя I 88 [ 1847 ].

Пробыв несколько лет на родине, Алькуин в 792 году возвратился к двору Карла и принял деятельное участие в церковном споре против адоптиан. Г. Вебер. Всеобщая история.

Г. Вебер. Всеобщая история. Пер. с нем. V 387 [ 1887 ].

Элипанд толедский, адоптианин из конца VIII века, отличал себя от Боноза тем, что признавал Христа усыновленным по человечеству, а Боноз по божеству.

Прав. энц. I 7 [ 1900 ].
адопцианисты ( адоптианисты ) ов, мн. лат. adoptianista рел.
Секта сторонников адопцианизма и члены этой секты.

Елипаид Толедский и Феликс Ургельский отрицали божество Христа, называя его Сыном Божиим по усыновлению, а не по естеству (per adoptionem). Православные пришли в ужас от этого учения, и осудили еретиков под именем адоптианистов.

Москвит. 13 66-67 [ 1850 ].

Его <Карла Великого> действия были всегда, вероятно без его ведома, подчинены расчету политическому. Так напр. живое участие его в споре Адопцианистов и решение его против Феликса и Элипаида было без сомнения связано с желанием помешать развитию свободной церкви Мозарабской (т.е. христиан, признающих власть Аравитян в Испании).

А. С. Хомяков. Записки о всемирной истории 2 747 [ 1873 ].

Адоптианисты обижались, когда их называли несторианами; напротив, они охотно клеймили последним прозвищем православных за их нежелание отделять две натуры Христа.

Всеобщая история литературы. II 85 [ 1885 ].

К концу 8-го века учение об исхождении Св. Духа от Сына стало распространяться во Франции. Там около этого времени были еретики адопцианисты, похожие на ариан, которые утверждали, что Иисус Христос есть Сын Божий не по природе, а только по усыновлению.

А. М. Иванцов-Платонов. О западных вероисповеданиях 20 [ 1887 ].