Фильтры
Вокабула
 
адено́иды ов, мн. ед. Аденоид а м. лат. adenoides
1. То же, что адено́ма .

Аденоид или аденома (греч.), — железистая опухоль. 

Бр.-Ефр. I 173 [ 1890 ].

Опухоли слезной железы, описываемые авторами под различными названиями, имеют между собою то общее, что состоят, с одной стороны, из гипертрофированной, а с другой — из колоидно перерожденной железистой ткани, и их всего правильнее называть аденоидом.

РЭМН IV 774 [ 1892 ].
2. Патологически разросшиеся глоточные (носоглоточные) миндалины, вызывающие затруднение носового дыхания, снижение слуха и другие расстройства.

Аденоиды чаще всего наблюдаются у детей между 5-15 годами, .. т.е. встречаются чаще у учеников низших и средних классов. 

Рус. школа 4 255 [ 1896 ].

В руководящих сферах учебного ведомства пришли как-то к тому заключению, что главная причина неуспешности ученика и даже плохого его поведения заключается в каких-то наростах в носу, называемых «аденоидами», и что стоит только вырезать эти наросты, последние ученики делаются первыми по успехам, а дурные ученики по поведению делаются примерными. 

Е. В. Белявский. Педагогические воспоминания. 188 [ 1903 ].
адиге́и геев, мн. черкес.
То же, что адыгейцы .

Вообще, без отношения к жилищам, все Черкесские племена называют себя Адигеями (Adigée). 

Предварительные критические исследования Густава Еверса. Пер. с нем. 1 284 [ 1825 ].

Там, где возникнул Бей-Булат, Не истребятся адигеи; Там вьются гидрами злодеи И вечно царствует булат!

А. И. Полежаев. Чир-юрт 180 [18311832 ].
адоптиа́не ( адоптияне адопциане ) адоптиан, мн. ед. адоптианин а, м. лат. adoptiani рел.
То же, что адопцианисты .

Но вот возник спор с Адоптианами. Елипанд, Архиепископ Толедский, и Феликс, Епископ Ургольский, писали, что Иисус Христос только по божественной природе есть Сын Божий, а по человечеству Он Сын по благодати усвоения (gratia adoptionis).

Чтен. в Имп. общ. истории и древн. 4 16 [ 1846 ].

Адоптияне, еритики VIII века, утверждавшие, в своем безумии, что Иисус Христос, по человечеству, не есть собственный Сын Божий, но только усыновленный.

Сл. Крайя I 88 [ 1847 ].

Пробыв несколько лет на родине, Алькуин в 792 году возвратился к двору Карла и принял деятельное участие в церковном споре против адоптиан. Г. Вебер. Всеобщая история.

Г. Вебер. Всеобщая история. Пер. с нем. V 387 [ 1887 ].

Элипанд толедский, адоптианин из конца VIII века, отличал себя от Боноза тем, что признавал Христа усыновленным по человечеству, а Боноз по божеству.

Прав. энц. I 7 [ 1900 ].