Фильтры
Вокабула
 
акваманил а, м. акваманила ы, ж. акваманиль и, ж. акваманиле ср. неизм. лат. aquaemanalis через франц. aquamanile ист.
Антропоморфный или зооморфный сосуд для омовения рук эпохи средневековья.
Акваманил
Акваманил

Акваманиль. .. Сосуд с водою, в котором католические священники умывают руки при совершении обедни. 

Михельсон 1865 26 [ 1865 ].

Самые древние вещи этой коллекции <ризницы церкви св. Дионисия> восходят ко времени Видекинда, который был похоронен в Энгере; самые новейшие предметы относятся к XV веку. Тут есть ковчеги для мощей, кресты для ношения в процессиях, евангелия, богослужебные книги, рукомойник (акваманиле) в виде сфинкса, разные церковные сосуды. 

Худ. новости VII 42 [ 1889 ].

Наименование П<исцины> получило в католических церквах углубление в южной стене хора, подле алтаря, по большей части в виде архитектурно украшенной ниши, в которой находился сток для воды, стояло акваманиле и бывал устроен шкафик для хранения сосудов, служащих для рукоомовения священников. 

Бр.-Ефр. XXIIIа 699 [ 1898 ].

Любопытно, что эта чисто средневековая черта: украшать стол всякими куриозами и чудищами (стоит только вспомнить французские акваманилы), сохранилась в России вплоть до XVIII и даже XIX века. 

Художественные сокровища России 13 (Описание таблиц) [ 1901 ].

Для того чтоб заключить наш беглый обзор «западного» отдела музея М. П. Боткина, нам остается, указать на .. собрание акваманил, а также на загадочную курительницу в виде чудовищного зверя, на целую серию риз, церковного шитья и роскошных материй. 

Художественные сокровища России 2 57 [ 1902 ].

Бронзовые акваманилы (рукомойники) церковного употребления, в виде грифов, львов, всадников и т. д., найденные в Киеве, вывозились на Русь из Херсонеса. 

А. А. Бобринский. Херсонес Таврический 122 [ 1905 ].

Из сравнительно редко встречающихся предметов укажем, далее, на бронзовый акваманил, в форме животного с человеческим торсом.

Б. И. Ханенко. Древности Приднестровья 6 33 [ 1907 ].
– Ср. водолей
гой 1 я, м. и гоим а, м. неизм. иврит чаще отрицат.
У иудеев представитель нееврейской этнорелигиозной группы; нееврей, иноверец.

Непозволительно Еврею открыто грабить гоима (не Еврея), чтобы не навлечь на себя порицания; но окрадывать скрытно позволительно.

Странник 364-365 [ 1862 ].

Ни Козловскому, ни Замайскому не хочется тратить своих денег, и вот они отправляются к деду Акилины, и передав ему свои опасения, что их Хая-Рифка <в крещении Акилина> опять может очутиться у «гоев» (христиан), берут у него 30 рублей.

Моск. епарх. вед. 18 152 [ 1876 ].

Гоим (неверные, христиане) укоряют нас, что мы любим золото. (Как будто они сами не любят его!) Да, мы любим потому что это метал чистый и твердый, как должна быть чиста и тверда душа еврея.

Моск. церк. вед. 35 481 [ 1881 ].

Я начал оглядываться по сторонам: глаза блуждали по стенам, по потолку, по кафедре, по доске и поминутно останавливались на учителе, который все более и более мне стал нравиться. До него я знал только квартального, частного пристава, .. городничего К-ва и городовых. Все они внушали мне страх, и я естественно думал, что все гои — точно такие-же. Как-же я был удивлен когда я увидел гоя, который ласково относится к евреям.

Восход IV 32 [ 1895 ].

Врагом иудея считался всегда гой (подразумевая и христианина).

А. А. Алексеев. Очерки домашней и общественной жизни евреев 229 [ 1897 ].

Замечательно также, что в школе еврейские мальчики и девочки не держали себя изолированно, не образовали обычного кагала и не смотрели на христианских детей, как на гоев, которых нужно стараться надуть, а видели в них своих братьев и относились к ним чисто по братски.

Волын. епарх. вед. 28 769 [ 1899 ].

Из этого главного, так сказать, положения, толкующего, что все в мире принадлежит евреям, вытекают правила, что обманывать гоев не только позволительно, но и обязательно, брать лихвенные проценты вменяется чуть ли не в добродетель, ибо все это, умножая благосостояние еврейства, в то же время подрывает благосостояние гоев.

Смолен. епарх. вед. 15 921 [ 1904 ].