Фильтры
Вокабула
 
абагы ( абага ) неизм. м. якут. абааһы
Сверхъестественное существо, злой дух, хозяин местности в верованиях якутов.

Бог-леший «абага» и чёрт тоже «абага» или иногда «абаса» (в сказках) играют между собою в карты. .. Абага, как лесной, так и водяной, якутом никогда не произносится громко, а всегда шёпотом, из боязни, что если абага услышит произносимым своё имя, то рассердится.

Журн. гражд. и угол. права 3 36 [ 1891 ].

Абагы это — полубоги, почему их можно убить; тогда они отправляются на запад «верхнего места». Абагы часто дружит с человеком, служит ему бескорыстно (этот поступок якуты объясняют придурковатостью абагы, так как только глупец может сделать что-нибудь без расчета), верою и правдой.

Землеведение 2 65 [ 1894 ].

Как и якуты, средневец убежден, что каждая болезнь происходит от того, что в тело вселяется какой-нибудь абагы (злой дух).

Дионео. На крайнем северо-востоке Сибири 23 [ 1895 ].

Недаром инородцы говорят, что комар — детище абагы (дьявола).

Дионео. На крайнем северо-востоке Сибири 72 [ 1895 ].

От удара раздалось эхо, как отдаленный раскат грома; лоб абагы вдался, но тотчас же выпрямился со звоном, словно дно железного котла.

В. Н. Харузина. Сказки русских инородцев 171 [ 1898 ].
русский абагы Чёрт.

К богатой якутской демонологии присоединился и русский абагы (чёрт), живущий иногда в птицах, зверях, в воде и пр. и наносящий вред людям .. Если оюн говорил, что надо умилостивить русского абагы, то ставили пред изображением Огропелы восковые свечи .. и русскому абагы курился фимиам.

Этнограф. обозр. XXXII 1 177-178 [ 1897 ].
гой 1 я, м. и гоим а, м. неизм. иврит чаще отрицат.
У иудеев представитель нееврейской этнорелигиозной группы; нееврей, иноверец.

Непозволительно Еврею открыто грабить гоима (не Еврея), чтобы не навлечь на себя порицания; но окрадывать скрытно позволительно.

Странник 364-365 [ 1862 ].

Ни Козловскому, ни Замайскому не хочется тратить своих денег, и вот они отправляются к деду Акилины, и передав ему свои опасения, что их Хая-Рифка <в крещении Акилина> опять может очутиться у «гоев» (христиан), берут у него 30 рублей.

Моск. епарх. вед. 18 152 [ 1876 ].

Гоим (неверные, христиане) укоряют нас, что мы любим золото. (Как будто они сами не любят его!) Да, мы любим потому что это метал чистый и твердый, как должна быть чиста и тверда душа еврея.

Моск. церк. вед. 35 481 [ 1881 ].

Я начал оглядываться по сторонам: глаза блуждали по стенам, по потолку, по кафедре, по доске и поминутно останавливались на учителе, который все более и более мне стал нравиться. До него я знал только квартального, частного пристава, .. городничего К-ва и городовых. Все они внушали мне страх, и я естественно думал, что все гои — точно такие-же. Как-же я был удивлен когда я увидел гоя, который ласково относится к евреям.

Восход IV 32 [ 1895 ].

Врагом иудея считался всегда гой (подразумевая и христианина).

А. А. Алексеев. Очерки домашней и общественной жизни евреев 229 [ 1897 ].

Замечательно также, что в школе еврейские мальчики и девочки не держали себя изолированно, не образовали обычного кагала и не смотрели на христианских детей, как на гоев, которых нужно стараться надуть, а видели в них своих братьев и относились к ним чисто по братски.

Волын. епарх. вед. 28 769 [ 1899 ].

Из этого главного, так сказать, положения, толкующего, что все в мире принадлежит евреям, вытекают правила, что обманывать гоев не только позволительно, но и обязательно, брать лихвенные проценты вменяется чуть ли не в добродетель, ибо все это, умножая благосостояние еврейства, в то же время подрывает благосостояние гоев.

Смолен. епарх. вед. 15 921 [ 1904 ].