Фильтры
Вокабула
 
акваманил а, м. акваманила ы, ж. акваманиль и, ж. акваманиле ср. неизм. лат. aquaemanalis через франц. aquamanile ист.
Антропоморфный или зооморфный сосуд для омовения рук эпохи средневековья.
Акваманил
Акваманил

Акваманиль. .. Сосуд с водою, в котором католические священники умывают руки при совершении обедни. 

Михельсон 1865 26 [ 1865 ].

Самые древние вещи этой коллекции <ризницы церкви св. Дионисия> восходят ко времени Видекинда, который был похоронен в Энгере; самые новейшие предметы относятся к XV веку. Тут есть ковчеги для мощей, кресты для ношения в процессиях, евангелия, богослужебные книги, рукомойник (акваманиле) в виде сфинкса, разные церковные сосуды. 

Худ. новости VII 42 [ 1889 ].

Наименование П<исцины> получило в католических церквах углубление в южной стене хора, подле алтаря, по большей части в виде архитектурно украшенной ниши, в которой находился сток для воды, стояло акваманиле и бывал устроен шкафик для хранения сосудов, служащих для рукоомовения священников. 

Бр.-Ефр. XXIIIа 699 [ 1898 ].

Любопытно, что эта чисто средневековая черта: украшать стол всякими куриозами и чудищами (стоит только вспомнить французские акваманилы), сохранилась в России вплоть до XVIII и даже XIX века. 

Художественные сокровища России 13 (Описание таблиц) [ 1901 ].

Для того чтоб заключить наш беглый обзор «западного» отдела музея М. П. Боткина, нам остается, указать на .. собрание акваманил, а также на загадочную курительницу в виде чудовищного зверя, на целую серию риз, церковного шитья и роскошных материй. 

Художественные сокровища России 2 57 [ 1902 ].

Бронзовые акваманилы (рукомойники) церковного употребления, в виде грифов, львов, всадников и т. д., найденные в Киеве, вывозились на Русь из Херсонеса. 

А. А. Бобринский. Херсонес Таврический 122 [ 1905 ].

Из сравнительно редко встречающихся предметов укажем, далее, на бронзовый акваманил, в форме животного с человеческим торсом.

Б. И. Ханенко. Древности Приднестровья 6 33 [ 1907 ].
– Ср. водолей
книгоно́ша и, м. ср. нем. Bücherträger
1. Член-сотрудник «Общества для распространения Священного Писания в России», повсеместно занимающийся продажей книг Священного Писания с миссионерской целью.

Не довольно ли было бы книгоношам общества ограничиться продажею экземпляров слова Божия при церквах, на улицах, на фабриках и тому подобных более удобных местах <не в питейных заведениях>, предварительно убедившись в действительном желании покупателя читать слово Божие, и не пользуясь минутным и может быть случайным порывом даже вполне трезвого человека?

Христ. чтение 2 950 [ 1869 ].

Лиц, удовлетворяющих всем условиям хорошего книгоноши найти нелегко. Мы предпочитаем иметь немного, но испытанных книгонош, на которых вполне можно было бы положиться. С Словом Божиим нельзя обращаться как со всякою другою книгою: важно не только распространение его, но также и то, кто и как его распространяет; по этому книгоноши избираются лишь из членов Общества, и притом после более или менее продолжительного испытания.

Правосл. обозр. 1 147 [ 1875 ].

В 1863 году образовалось общество распространения священного писания в России. .. Общество снаряжает несколько «книгонош», которых отправляет в самые отдаленные уголки империи. С сумкою через плечо «книгоноша» странствует повсюду: на вокзалах железных дорог, в солдатских казармах и т.п. Книгоноша имеет бляху с надписью: «от общества распространения св. писания».

А. А. Бахтиаров. История книги на Руси 240 [ 1890 ].
2. Продавец книг, торгующий вразнос.

Саратовское земство заботливо отнеслось к распространению хороших книг и с 1 мая 1897 года наняло книгоношу, с жалованием по 12 рублей в месяц и десять процентов с валовой суммы за проданные книги.

Рус. вестн. 7 387 [ 1898 ].

Заходят к рабочим и особые предприниматели — книгоноши, у которых можно получать книги для прочтения по пятачку за штуку с правом держать ее неопределенно долгое время, пока книга не будет прочтена самим рабочим, а, может быть, и всею артелью.

Рус. мысль 2 156 [ 1905 ].