Фильтры
Вокабула
 
автомедо́н ( автомедонт ) а, м. от греч.
О ямщике, извозчике, кучере (по имени возницы Ахилла в «Илиаде» Гомера).

Разве описание проливного дождя, который встретил Чичикова на пути от Манилова, и крушение брички от неосторожности автомедона Селифана — уступают сколько-нибудь кораблекрушениям и бурям в классических поэмах? Напротив, крушение экипажа на русской дороге гораздо вероятнее и опаснее, чем гибель кораблей на каком-нибудь южном море.

А. П. Милюков. Очерк истории русской поэзии 213 [ 1858 ].

Подплетались .. дребезжащие дрожки несуразных ванек, с которых одиноко и необыкновенно быстро спрыгивал какой нибудь господин, уткнув кончик носа в поднятый воротник пальто, торопился расплатиться со своим автомедонтом и еще проворнее скрывался за парусину, как-бы боясь, чтобы кто не заметил его общипанного ваньку.

В. В. Крестовский. Петербургские трущобы I 156 [ 1867 ].

Первый раз, когда я поехал на Нуот-озеро, со мной хозяин отпустил пьяного ямщика, дав ему притом же водки в дорогу. В начале пути мы должны были поэтому сидеть часа четыре на припеке, ожидая, когда наш автомедон воскреснет из мертвых и получит опять обладание всеми своими пятью чувствами.

В. И. Немирович-Данченко. Страна холода 347 [ 1877 ].
в поэзии

Автомедоны наши бойки, неутомимы наши тройки.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин VI 154 [18231831 ].

Над передними конями Властелин пети гарсон, Деревенский полисон; — Он задорливый и смелый, Раскричась как угорелый, Барабанит лошадей Плетью, свитой из ремней; А на козлах, для контраста, Рожа старая брадаста, Русский наш Автомедон; И его не жди пардон!

И. П. Мятлев. Сенсации и замечания г-жи Курдюковой за границею, дан л'этранже 452 [ 1844 ].
в образн. контексте О министрах.

Священник — это руководитель душ; с ним нет уклонений, нет теорий, .. смущающих государство, нет раздоров, препятствующих мудрым планам автомедонов правительственной колесницы, нет тех, порицания достойных, тревог, побуждающих людей к вмешательству в общественные дела.

Беседа XII 300-301 [ 1872 ].
амебоид а, м. лат. amoeboïdes от греч. зоол. бот.
Подобный амебе зародыш некоторых живых организмов.

При прорастании споры выходят из нее подвижные зародыши необособленной формы (амебоиды)..; соединяясь друг с другом, они образуют пласмодии.

О. Кирхнер. Болезни культурных растений 407 [ 1891 ].

Отроги, при помощи которых зародыши ее двигаются и отыскивают себе пищу, не у всех форм одинаковы. У Vampyrella pendula Klein они очень коротки и тупы.. Все эти комочки представляют собою подвижные зародышевые элементы. Их нередко называют также и амебами, но так как самостоятельность многих амеб еще не выяснена и большинство их входит в цикл развития других низших организмов, то.. мы назовем эти зародыши «амебоидами».

Х.Я. Гоби. Лекции 7 [ 1892 ].
гой 1 я, м. и гоим а, м. неизм. иврит чаще отрицат.
У иудеев представитель нееврейской этнорелигиозной группы; нееврей, иноверец.

Непозволительно Еврею открыто грабить гоима (не Еврея), чтобы не навлечь на себя порицания; но окрадывать скрытно позволительно.

Странник 364-365 [ 1862 ].

Ни Козловскому, ни Замайскому не хочется тратить своих денег, и вот они отправляются к деду Акилины, и передав ему свои опасения, что их Хая-Рифка <в крещении Акилина> опять может очутиться у «гоев» (христиан), берут у него 30 рублей.

Моск. епарх. вед. 18 152 [ 1876 ].

Гоим (неверные, христиане) укоряют нас, что мы любим золото. (Как будто они сами не любят его!) Да, мы любим потому что это метал чистый и твердый, как должна быть чиста и тверда душа еврея.

Моск. церк. вед. 35 481 [ 1881 ].

Я начал оглядываться по сторонам: глаза блуждали по стенам, по потолку, по кафедре, по доске и поминутно останавливались на учителе, который все более и более мне стал нравиться. До него я знал только квартального, частного пристава, .. городничего К-ва и городовых. Все они внушали мне страх, и я естественно думал, что все гои — точно такие-же. Как-же я был удивлен когда я увидел гоя, который ласково относится к евреям.

Восход IV 32 [ 1895 ].

Врагом иудея считался всегда гой (подразумевая и христианина).

А. А. Алексеев. Очерки домашней и общественной жизни евреев 229 [ 1897 ].

Замечательно также, что в школе еврейские мальчики и девочки не держали себя изолированно, не образовали обычного кагала и не смотрели на христианских детей, как на гоев, которых нужно стараться надуть, а видели в них своих братьев и относились к ним чисто по братски.

Волын. епарх. вед. 28 769 [ 1899 ].

Из этого главного, так сказать, положения, толкующего, что все в мире принадлежит евреям, вытекают правила, что обманывать гоев не только позволительно, но и обязательно, брать лихвенные проценты вменяется чуть ли не в добродетель, ибо все это, умножая благосостояние еврейства, в то же время подрывает благосостояние гоев.

Смолен. епарх. вед. 15 921 [ 1904 ].