адвент а м. англ. Advent нем. Advent лат. Adventus
1. Воскресенье рождественского поста у католиков.

Первой адвент, т.е. день явления Христова во плоти, приходит всегда между 27 Ноября и 3 Декабря, и после сего следуют еще 3 Воскресенья, называемые адвентами, после которых Рождество Христово, празднуемое всегда 25 Декабря. 

Новое зрелище Вселенной. Пер. с нем. 2 118 [ 1804 ].

Осенью заседания <Приходского суда> начинаются в понедельник после первого Адвента

Полн. собр. законов Рос. имп. 2 XXXI 485 [ 1856 ].

3-й Адвент.

Моск. бесплатный календарь на 1886 год. 27 [ 1886 ].
2. Четырехнедельный рождественский пост у католиков.

Согласно с распорядком западного церковного года, устав начинается с адвента, обнимает праздник Рождества Христова и период за ним следующий вплоть до великого поста. 

И. Д. Мансветов. Церковный устав. 70 [ 1885 ].

Католическая церковь обратила время адвента в период покаяния, запретив всякие публичные увеселения, танцы и свадебные празднества, усилив пост и употребляя при богослужении траурное облачение. 

Бр.-Ефр. I 167 [ 1890 ].
адеква́т ( адэква́т ) а, м. нем. Adäquat
1. филос. «То, что тожественно, сообразно с природой объектов в идеях или знаниях». Сл. Акад. 1891 17 [ 1891 ].

То, что совершается в области мысли, существует и в самой жизни, ибо жизнь, говорили нам, есть не иное что, как проявление мысли, адекват ее. Но жизнь и мышление не одно и то же. 

Отеч. зап. CXXVI 184 [ 1859 ].

Сводя бесконечное разнообразие явлений к немногим весьма общим законам, она <наука> дает возможность уму избежать разбросанности, которая отняла бы у него всякую силу, и сделаться в некотором роде адэкватом вселенной, равнозначущим ей, понять ее красоту, гармонию, единство, а это движение ума к единству все более и более высокому придает ему крылья и помогает возвыситься до метафизических гипотез.

Ж. Пейо. О веровании. Пер. с франц. 76 [ 1897 ].
2. книжн.​ Соответствие, эквивалент чему-л.

Было уже говорено выше, что вопрос о реальном значении начертания ъръ и его вариаций, как адеквата сочетанию оро, был особенно ясно поставлен пр. Потебней.

Зап. Новорос. ун. 25 4 [ 1878 ].
адопцианизм ( адоптианизм ) а, м. франц. adoptianisme нем. Adoptianism англ. adoptianism рел.
Сектантское учение, возникшее в VIII в. в Испании и Франции, основанное на отрицании Божественной сущности Иисуса Христа.

Скудный великими церковными мыслителями, Запад был счастливо-беден ересями; но между тем, как все ереси Востока обращены к вопросам о сущности Бога и человека, пелагианизм и адопцианизм обращаются к вопросам о правах воли человеческой и о правах самого человека в отношении к Божеству.

А. С. Хомяков. По поводу статьи И. В. Киреевского 206 [ 1852 ].

У Исидора и в литургии принятие Сыном Божиим человеческой природы обозначалось выражением: усыновление (adoptio); из этого выражения они и выводили учение о двояком сыновстве Сына Божия, которое по своему основному пункту и названо адопцианизмом, или ересью адопциан.

Е. И. Смирнов. История христианской церкви 1-2 416 [ 1872 ].

Феликс ургельский, епископия которого входила в состав королевства Карла в. <Великого>, стал проповедовать адопцианизм.

Христ. чтение 5-6 807 [ 1883 ].

В недрах церкви этот деистический дух господствует в некоторых сектах. Мы видим его в арианских и македонианских представлениях о Пресвятой Троице, в грубой евионитской христологии, в утонченных умозрениях Нестория и в испанском адоптианизме.

Правосл. обозр. 1 493 [ 1884 ].