Фильтры
Вокабула
 
адоптиа́не ( адоптияне адопциане ) адоптиан, мн. ед. адоптианин а, м. лат. adoptiani рел.
То же, что адопцианисты .

Но вот возник спор с Адоптианами. Елипанд, Архиепископ Толедский, и Феликс, Епископ Ургольский, писали, что Иисус Христос только по божественной природе есть Сын Божий, а по человечеству Он Сын по благодати усвоения (gratia adoptionis).

Чтен. в Имп. общ. истории и древн. 4 16 [ 1846 ].

Адоптияне, еритики VIII века, утверждавшие, в своем безумии, что Иисус Христос, по человечеству, не есть собственный Сын Божий, но только усыновленный.

Сл. Крайя I 88 [ 1847 ].

Пробыв несколько лет на родине, Алькуин в 792 году возвратился к двору Карла и принял деятельное участие в церковном споре против адоптиан. Г. Вебер. Всеобщая история.

Г. Вебер. Всеобщая история. Пер. с нем. V 387 [ 1887 ].

Элипанд толедский, адоптианин из конца VIII века, отличал себя от Боноза тем, что признавал Христа усыновленным по человечеству, а Боноз по божеству.

Прав. энц. I 7 [ 1900 ].
атапаски ( атабаски ) ов, мн. ед. Атапаск а, м. и атапаска ( атабаска ) неизм. англ. Athabasca Athabaska Athapasca Athapaska нем. Athabasca Athabaska Athapaska
Группа индейских племен на территории Северной Америки, получивших название по озеру Атабаска; представители этих племен.

Всего далее на север, к югу от Эскимосов, в редких и всегда неприязненных с ними сношениях, скитаются народы племени Атабаска, или Атапаска, как их называет Галатин, или Арктидов, как их именует Скулькрафт.

Вестн. геогр. общ. 5 15 (1 паг.) [ 1855 ].

Атабаски (Athabascos), значительное американское племя, обитающее между эскимосами и собственно американскими индийскими племенами и составляющее как бы переход от племен полярной группы к племенам американской расы. Центр местообитания атабасков составляет озеро Атабаска. Южную границу атабасков образует р. Чорчиль, или Мисси<с>ипи, от устья своего до истока.

Энц. сл. V 664-665 [ 1862 ].

Атапаски живут в подземных хижинах или пещерах. Одежда их сделана большею частью из кож оленей и других животных, которые они сшивают очень искусно. .. Религиозные понятия атапасков основаны на почитании доброго и злого духа; они верят в переселение душ и загробную жизнь.

М. А. Хан. О племенах земного шара II 10–11 [ 1864 ].

Везде, где атапаск раскинет свою палатку, он чувствует себя дома; ему нет никакого дела до территориальных вопросов, до прав на охоту и рыбную ловлю; он странствует, где ему вздумается.

Ф. фон Гельвальд. Естественная история племен и народов. Пер. с нем. I 370-371 [ 1883 ].

К востоку от северных отрогов Скалистых гор, обширное пространство в полосе лесов пихты (Pinus alba) занимает группа племен атапасков или чипеваев, с четыреугольными массивными черепами, короткими, сравнительно, руками и ногами и наиболее развитыми бородами изо всех индианцев Америки.

П. Л. Лавров. Опыт истории мысли нового времени 2 704 [ 1894 ].
секуляристы ов, мн. ед. секулярист а, м. англ. secularist нем. Säkularist франц. seculariste
Последователи секуляризма (1).

Секуляристы полагают, что религиозное чувство служило естественною санкциею нравственности и присягам, рассматриваемым, как часть положительной нравственности народа. 

Д. Ф. Стифен. Уголовное право Англии в кратком очертании. Пер. с англ. I 371 [ 1865 ].

Ничего нельзя сказать, учат секуляристы, ο загробном мире — есть он, или нет; и так как люди совершенно незнакомы с нравственными законами того мира, то нечего ο нем и заботиться. 

Вера и разум 680 11 [ 1892 ].

В 1876 году принципы секуляристов стали распространяться и среди англо-американцев; и в Филадельфии было основано первое «Американское общество секуляристов» (American Secular Union) Φ. Ε. Абботом. 

Вера и разум 10 638 [ 1898 ].