Фильтры
Вокабула
 
автокра́тия ( аутократия ) и, ж. какая, кого, чего, в чем и без доп. франц. autocratie нем. Autokratie
1. Форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит одному лицу; самодержавие.

Король значил не все в Польше; там всякая корпорация имела аутократию, а потому нужно было заставить всех Поляков уважать титул Царя Русского.

М. Н. Капустин. Дипломатические сношения России с Западною Европою 91 [ 1852 ].

Как должны были поражать иноземцев, выросших среди иных обычаев, наше бесцеремонное обращение с подчиненными и слугами, наша барская спесь и семейная автократия!

А. Н. Афанасьев. Русские сатирические журналы 1769‒1774 гг. 194 [ 1859 ].

Короли боролись против независимости прелатов в их качестве французских сеньеров и против автократии папы, как главы церкви.

Вестн. Евр. 12 549 [ 1878 ].
Автократия абсолютная, безграничная, безусловная, полная..

По отношению к внутренней политике она <императрица Евгения> проявила чрезвычайное стремление к безграничной автократии и резкое антилиберальное направление.

Ист. вестн. XLII 549 [ 1890 ].
Автократия железнодорожная, законодательная, папистская, политическая, полицейская, религиозная, судебная, философская..

В былое время, одна колоссальная личность привлекала общее удивление, одну систему считали венцом человеческого творчества; но чем свободнее и многостороннее становится критика, тем ярче и полнее обрисовываются явления и лица, забытые или отверженные в эпоху философской автократии.

Рус. вестн. V 28 XXI (Совр. летопись) [ 1859 ].

От общества, где на дне лежит такая произвольность власти, как в крестьянской семье, этом грунте всех общественных построений, бюрократия не может почерпать иных замашек как замашки произвола; в свою очередь и от автократии законодательной и судебной она не может заимствовать также ничего кроме автократизма или самовластности.

А. И. Стронин. Политика как наука 505 [ 1872 ].
в образн. контексте

Убийством этим <шефа жандармов Мезенцова> социалистская молодежь смело кидает перчатку в лицо автократии... Наконец-то, наконец!

Б. М. Маркевич. Бездна VIII 248 [ 1880 ].

То, гордо выставив грудь вперед, обдают они <литераторы> потоком презрения жалкого «эмпирика», интересующегося только конкретным и преходящим; то, бия себя в перси, мечут громы нравственного негодования на гнусного «гедониста» и «солипсиста», конспирирующего против автократии морального принципа.

Очерки реалистического мировоззрения 184 [ 1904 ].
перен.

He в силах будучи умственно владычествовать над природой, самостоятельно покорять ее, не вооруженный автократией науки, естествознания и не имея во главе у себя собственного мыслящего класса, .. народ не имел умственной самостоятельности.

А. П. Щапов. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа 48-49 [ 1870 ].

Признавая громадное значение этих <естественных> наук, широко пользуясь их выгодами, M.<ихайловский> тем не менее оспаривает их автократию в сфере социологии.

Галерея русских писателей 341 [ 1901 ].
2. филос.

Кант называет автократиею самообладание, владычество разума над противными ему склонностями.

Березин I 189 [ 1873 ].

В здоровом состоянии организм оживляется и содержится в гармоническом порядке духовною силою (автократия, жизненная сила). Без этой оживляющей духовной силы организм мертв.

С. Ганеман. Органон врачебного искусства. Пер. с нем. II [ 1884 ].
адеква́т ( адэква́т ) а, м. нем. Adäquat
1. филос. «То, что тожественно, сообразно с природой объектов в идеях или знаниях». Сл. Акад. 1891 17 [ 1891 ].

То, что совершается в области мысли, существует и в самой жизни, ибо жизнь, говорили нам, есть не иное что, как проявление мысли, адекват ее. Но жизнь и мышление не одно и то же. 

Отеч. зап. CXXVI 184 [ 1859 ].

Сводя бесконечное разнообразие явлений к немногим весьма общим законам, она <наука> дает возможность уму избежать разбросанности, которая отняла бы у него всякую силу, и сделаться в некотором роде адэкватом вселенной, равнозначущим ей, понять ее красоту, гармонию, единство, а это движение ума к единству все более и более высокому придает ему крылья и помогает возвыситься до метафизических гипотез.

Ж. Пейо. О веровании. Пер. с франц. 76 [ 1897 ].
2. книжн.​ Соответствие, эквивалент чему-л.

Было уже говорено выше, что вопрос о реальном значении начертания ъръ и его вариаций, как адеквата сочетанию оро, был особенно ясно поставлен пр. Потебней.

Зап. Новорос. ун. 25 4 [ 1878 ].
внутрь-пребывание ( внутрьпребывание внутрь пребывание ) я, ср.
1. церк.​ Внутреннее трезвение; стояние умом в сердце и хранение его от пагубных помыслов.

Так и надобно обратиться внутрь и смотреть за своими чувствами. Это то время, когда работающий добру.. положит твердое намерение войти внутрь себя, строго смотреть за своим сердцем и не допускать ни в каком случае недобрых чувств и расположений .. Называется это внутрь пребыванием, вниманием ума, трезвением, различением помыслов, или очищением сердца.

Феофан Затворник. Любовью назидая 426 [ 1860 ].

Соберитесь еще глубже внутрь себя — и ждите Господа в благоговейном безмолвии, с желанием и страхом, с горячим усердием и бодренным вниманием. Не суетитесь и ничем внешним не развлекайте себя. Всячески сохраните сие теплое внутрь-пребывание, которое стяжали вы говением и молитвами и которое особенно осенило вас или осенит после полной и искренней Исповеди.

Феофан Затворник. Двери покаяния 146 [ 1864 ].

Надобно знать, что это внутрь-пребывание и собрание не то же, что углубление при размышлении, или дума (от слова «задумываться»), хотя много походит на него.

Феофан Затворник. Путь ко спасению. 1 363 [ 1868 ].

Молитвенное состояние есть бодрствование духа, трезвенность, собранность ума, внутрь-пребывание.

М. М. Тареев. Цель и смысл жизни 194 [ 1901 ].
2. филос. ср. нем. Ansichsein В себе бытие (бытие-в-себе) — независимость сущего от познающего субъекта.

Понятие, как выражается Гегель, есть такая субъективность, в которой есть и всецелое внутрь-пребывание, полная мыслимость действительности, и вместе конкретная, действительная всеобщность; иными словами, понятию свойственно единство всеобщности и особенности в одном и том же субъекте.

С. С. Гогоцкий. Философский лексикон II 97 [ 1860 ].

При отвлеченном, объективном понимании идей, идеи выступают с одной стороны, а явления — с другой, и предполагаемая имманенция их (внутрьпребывание) разрешается в трансцендентность идей, в существование их по ту сторону явлений.

О. М. Новицкий. Постепенное развитие древних философских учений 3 45 [ 1860 ].