Вокабула
Тип единицы
Динамика
Этимология
Стилистика
Семантика
Функционирование
Грамматика
Справка
- 3 results found
- (-) филос. (3)
- (-) нем. (3)
- Очистить запрос
Король значил не все в Польше; там всякая корпорация имела аутократию
, а потому нужно было заставить всех Поляков уважать титул Царя Русского.
Как должны были поражать иноземцев, выросших среди иных обычаев, наше бесцеремонное обращение с подчиненными и слугами, наша барская спесь и семейная автократия
!
Короли боролись против независимости прелатов в их качестве французских сеньеров и против автократии
папы, как главы церкви.
По отношению к внутренней политике она <императрица Евгения> проявила чрезвычайное стремление к безграничной автократии
и резкое антилиберальное направление.
В былое время, одна колоссальная личность привлекала общее удивление, одну систему считали венцом человеческого творчества; но чем свободнее и многостороннее становится критика, тем ярче и полнее обрисовываются явления и лица, забытые или отверженные в эпоху философской автократии
.
От общества, где на дне лежит такая произвольность власти, как в крестьянской семье, этом грунте всех общественных построений, бюрократия не может почерпать иных замашек как замашки произвола; в свою очередь и от автократии законодательной
и судебной
она не может заимствовать также ничего кроме автократизма или самовластности.
Убийством этим <шефа жандармов Мезенцова> социалистская молодежь смело кидает перчатку в лицо автократии
... Наконец-то, наконец!
То, гордо выставив грудь вперед, обдают они <литераторы> потоком презрения жалкого «эмпирика», интересующегося только конкретным и преходящим; то, бия себя в перси, мечут громы нравственного негодования на гнусного «гедониста» и «солипсиста», конспирирующего против автократии
морального принципа.
He в силах будучи умственно владычествовать над природой, самостоятельно покорять ее, не вооруженный автократией
науки, естествознания и не имея во главе у себя собственного мыслящего класса, .. народ не имел умственной самостоятельности.
Признавая громадное значение этих <естественных> наук, широко пользуясь их выгодами, M.<ихайловский> тем не менее оспаривает их автократию
в сфере социологии.
Кант называет автократиею
самообладание, владычество разума над противными ему склонностями.
В здоровом состоянии организм оживляется и содержится в гармоническом порядке духовною силою (автократия
, жизненная сила). Без этой оживляющей духовной силы организм мертв.
То, что совершается в области мысли, существует и в самой жизни, ибо жизнь, говорили нам, есть не иное что, как проявление мысли, адекват
ее. Но жизнь и мышление не одно и то же.
Сводя бесконечное разнообразие явлений к немногим весьма общим законам, она <наука> дает возможность уму избежать разбросанности, которая отняла бы у него всякую силу, и сделаться в некотором роде адэкватом
вселенной, равнозначущим ей, понять ее красоту, гармонию, единство, а это движение ума к единству все более и более высокому придает ему крылья и помогает возвыситься до метафизических гипотез.
Было уже говорено выше, что вопрос о реальном значении начертания ъръ и его вариаций, как адеквата
сочетанию оро, был особенно ясно поставлен пр. Потебней.
Так и надобно обратиться внутрь и смотреть за своими чувствами. Это то время, когда работающий добру.. положит твердое намерение войти внутрь себя, строго смотреть за своим сердцем и не допускать ни в каком случае недобрых чувств и расположений .. Называется это внутрь пребыванием
, вниманием ума, трезвением, различением помыслов, или очищением сердца.
Соберитесь еще глубже внутрь себя — и ждите Господа в благоговейном безмолвии, с желанием и страхом, с горячим усердием и бодренным вниманием. Не суетитесь и ничем внешним не развлекайте себя. Всячески сохраните сие теплое внутрь-пребывание
, которое стяжали вы говением и молитвами и которое особенно осенило вас или осенит после полной и искренней Исповеди.
Надобно знать, что это внутрь-пребывание
и собрание не то же, что углубление при размышлении, или дума (от слова «задумываться»), хотя много походит на него.
Молитвенное состояние есть бодрствование духа, трезвенность, собранность ума, внутрь-пребывание
.
Понятие, как выражается Гегель, есть такая субъективность, в которой есть и всецелое внутрь-пребывание
, полная мыслимость действительности, и вместе конкретная, действительная всеобщность; иными словами, понятию свойственно единство всеобщности и особенности в одном и том же субъекте.
При отвлеченном, объективном понимании идей, идеи выступают с одной стороны, а явления — с другой, и предполагаемая имманенция их (внутрьпребывание
) разрешается в трансцендентность идей, в существование их по ту сторону явлений.