Фильтры
Вокабула
Автор
 
адоптиа́не ( адоптияне адопциане ) адоптиан, мн. ед. адоптианин а, м. лат. adoptiani рел.
То же, что адопцианисты .

Но вот возник спор с Адоптианами. Елипанд, Архиепископ Толедский, и Феликс, Епископ Ургольский, писали, что Иисус Христос только по божественной природе есть Сын Божий, а по человечеству Он Сын по благодати усвоения (gratia adoptionis).

Чтен. в Имп. общ. истории и древн. 4 16 [ 1846 ].

Адоптияне, еритики VIII века, утверждавшие, в своем безумии, что Иисус Христос, по человечеству, не есть собственный Сын Божий, но только усыновленный.

Сл. Крайя I 88 [ 1847 ].

Пробыв несколько лет на родине, Алькуин в 792 году возвратился к двору Карла и принял деятельное участие в церковном споре против адоптиан. Г. Вебер. Всеобщая история.

Г. Вебер. Всеобщая история. Пер. с нем. V 387 [ 1887 ].

Элипанд толедский, адоптианин из конца VIII века, отличал себя от Боноза тем, что признавал Христа усыновленным по человечеству, а Боноз по божеству.

Прав. энц. I 7 [ 1900 ].
адопцианизм ( адоптианизм ) а, м. франц. adoptianisme нем. Adoptianism англ. adoptianism рел.
Сектантское учение, возникшее в VIII в. в Испании и Франции, основанное на отрицании Божественной сущности Иисуса Христа.

Скудный великими церковными мыслителями, Запад был счастливо-беден ересями; но между тем, как все ереси Востока обращены к вопросам о сущности Бога и человека, пелагианизм и адопцианизм обращаются к вопросам о правах воли человеческой и о правах самого человека в отношении к Божеству.

А. С. Хомяков. По поводу статьи И. В. Киреевского 206 [ 1852 ].

У Исидора и в литургии принятие Сыном Божиим человеческой природы обозначалось выражением: усыновление (adoptio); из этого выражения они и выводили учение о двояком сыновстве Сына Божия, которое по своему основному пункту и названо адопцианизмом, или ересью адопциан.

Е. И. Смирнов. История христианской церкви 1-2 416 [ 1872 ].

Феликс ургельский, епископия которого входила в состав королевства Карла в. <Великого>, стал проповедовать адопцианизм.

Христ. чтение 5-6 807 [ 1883 ].

В недрах церкви этот деистический дух господствует в некоторых сектах. Мы видим его в арианских и македонианских представлениях о Пресвятой Троице, в грубой евионитской христологии, в утонченных умозрениях Нестория и в испанском адоптианизме.

Правосл. обозр. 1 493 [ 1884 ].
американи́зм а, м.
1. Убежденность в политической, экономической и культурной исключительности США и в верности американского образа жизни как основы рационального и делового поведения.

А в Америке никому и в голову не могло прийти, что что-нибудь в ней может подлежать критике; она была влюблена в себя и с презрением смотрела на странную Европу, выжидая только минуты, чтобы подчинить ее себе материально.. и хотя пакости делались на каждом шагу, хотя бесчисленные недостатки в управлении, в устройстве той или другой части общественного благоустройства, общественного хозяйства, народного образования, нравственности и т.д. попадались всюду, никто не смел открыто жаловаться.. Чувство американизма, долг янкизма требовали быть всем довольным, все терпеть, ни в каких грешках не сознаваться и непременно все хвалить, все превозносить.

Иллюстр. 275 391 [ 1863 ].

Следует заметить мимоходом, что штат этот <Массачусетс>, и в особенности его столица город Бостон, большой порт, являются колыбелью и рассадником так называемого янкизма (yanknedom) или американизма (americanism), т. е. американской культуры и народности, американского политического строя, американских политических и общественных тенденций, американского просвещения.

Ист. вестн. LXXV 1011 [ 1899 ].

Очевидно, Ароматов находился в периоде американизма и бредил жизнью настоящего янки; на одной стене была повешена четырехугольная картонка, на которой готическими буквами было написано: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — много потерял, энергию потерял — все потерял». На другой — такая же картонка с другой надписью: «Time is money».

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Золотуха IV 241 [ 1883 ].
2. перен. Практичность.

И, наконец, — вот архитектура современной, огромной гостиницы — это уже деловитость, американизм, сотни нумеров, огромное промышленное предприятие: тотчас же видно, что и у нас явились железные дороги и мы вдруг очутились деловыми людьми.

Ф. М. Достоевский. Дневник писателя 124 [ 1873 ].
3. Особенности американского варианта английского языка и речи жителей США.

За Атлантическим океаном есть особенный род литературы, принадлежащий собственно Америке... Даже английскому читателю трудно иногда понимать его: так переполнен он американизмами и другими неправильностями.

Соврем. XXIV 113 [ 1850 ].

Быть невеселым, это как кому угодно, ― сказал Бьюмонт, ― но скучать, по моему мнению, неизвинительно. Скука в моде у наших братьев, англичан; но мы, американцы, не знаем ее. Нам некогда скучать: у нас слишком много дела. Я считаю, мне кажется (поправил он свой американизм), что и русский народ должен бы видеть себя в таком положении.

Н.Г. Чернышевский. Что делать? 2 V 163 [ 1863 ].

Они <американцы> крайне бесцеремонно обходятся с своим коренным английским языком, переделывают его по своему и, в добавок, вводят в него элементы наречий, принадлежащих другим европейским и туземным племенам, составляющим население Соединенных Штатов. .. Это побудило меня расширить первоначальный план моего труда и прибавить к нему еще Американизмы.

Бутузов 1867 VI-VII
4. рел. Либерально-экуменистическое течение в среде североамериканских христиан.

«Американизм», по определению его сторонников, являлся стремлением американского клира укрепить и «омолодить» католичество, приведя его в надлежащую гармонию с духом времени. По определению иезуитов и их друзей, это было течение, состоявшее в отрицании всего сверхъестественного и в ниспровержении всякой религии, опирающейся на Откровение.

С.Ф. Шарапов. Мирные речи 69 [ 1901 ].

Конечно, идти навстречу духовных запросов и потребностей современного светского общества — прямой долг пастыря Церкви, но.. эти потребности.. очень изменчивы и непостоянны. Можно примениться раз, примениться другой, и в конце концов можно дойти до американизма, т.е. до полного отрицания всяких церковных традиций. Ведь дошли же люди до того, что слушают мессу по телефону, а во Франции ныне проповедуют.. с автомобилей.

Благовещ. епарх. вед. 9 221 [ 15.05.1903 ].

Конечно, мы ещё далеки от так называемого «американизма» в религиозном смысле, в силу которого государство и общество, как в Соединенных Штатах, признают, что все большие христианские верования суть отделы «единой Христовой вселенской церкви».

Таврич. епарх. вед. 19-20 1327 [ 15.10.1903 ].