адоптиа́не ( адоптияне адопциане ) адоптиан, мн. ед. адоптианин а, м. лат. adoptiani рел.
То же, что адопцианисты .

Но вот возник спор с Адоптианами. Елипанд, Архиепископ Толедский, и Феликс, Епископ Ургольский, писали, что Иисус Христос только по божественной природе есть Сын Божий, а по человечеству Он Сын по благодати усвоения (gratia adoptionis).

Чтен. в Имп. общ. истории и древн. 4 16 [ 1846 ].

Адоптияне, еритики VIII века, утверждавшие, в своем безумии, что Иисус Христос, по человечеству, не есть собственный Сын Божий, но только усыновленный.

Сл. Крайя I 88 [ 1847 ].

Пробыв несколько лет на родине, Алькуин в 792 году возвратился к двору Карла и принял деятельное участие в церковном споре против адоптиан. Г. Вебер. Всеобщая история.

Г. Вебер. Всеобщая история. Пер. с нем. V 387 [ 1887 ].

Элипанд толедский, адоптианин из конца VIII века, отличал себя от Боноза тем, что признавал Христа усыновленным по человечеству, а Боноз по божеству.

Прав. энц. I 7 [ 1900 ].
адопцианизм ( адоптианизм ) а, м. франц. adoptianisme нем. Adoptianism англ. adoptianism рел.
Сектантское учение, возникшее в VIII в. в Испании и Франции, основанное на отрицании Божественной сущности Иисуса Христа.

Скудный великими церковными мыслителями, Запад был счастливо-беден ересями; но между тем, как все ереси Востока обращены к вопросам о сущности Бога и человека, пелагианизм и адопцианизм обращаются к вопросам о правах воли человеческой и о правах самого человека в отношении к Божеству.

А. С. Хомяков. По поводу статьи И. В. Киреевского 206 [ 1852 ].

У Исидора и в литургии принятие Сыном Божиим человеческой природы обозначалось выражением: усыновление (adoptio); из этого выражения они и выводили учение о двояком сыновстве Сына Божия, которое по своему основному пункту и названо адопцианизмом, или ересью адопциан.

Е. И. Смирнов. История христианской церкви 1-2 416 [ 1872 ].

Феликс ургельский, епископия которого входила в состав королевства Карла в. <Великого>, стал проповедовать адопцианизм.

Христ. чтение 5-6 807 [ 1883 ].

В недрах церкви этот деистический дух господствует в некоторых сектах. Мы видим его в арианских и македонианских представлениях о Пресвятой Троице, в грубой евионитской христологии, в утонченных умозрениях Нестория и в испанском адоптианизме.

Правосл. обозр. 1 493 [ 1884 ].
ажу́р 2 ( ожур ) а, м. франц. à jour
1. Вид декоративного шва; ажурная строчка.

Отпускается в услужение девушка 18 лет, умеющая шить в пяльцах, гладью и ожуром разные решотки.

Моск. вед. 52 1640 [ 01.07.1822 ].

Тут <на столах в актовом зале> были дамские платья, мужские сорочки, ночные кофты, носовые платки, вышитые по углам гладью и ажуром, красивый румынский костюм.

Кишин. епарх. вед. 16 586 [ 1888 ].

Затем <после петельного шва> делаются все ажуры (кружевные швы) и соединительные баретки.

Вестн. моды 22 214 [ 03.06.1895 ].
2. Сквозной, сетчатый или прозрачный узор, используемый в рукоделии, при изготовлении изделий из дерева, металла, камня и т.п.

Сверх всех приложений, выдаются подписчикам <журнала «Моды»>, в 1856 году, бесплатно, .. образцы новейших Ажуров для вышиванья.

Рус. инвал. 63 270 [ 18.03.1856 ].

— Мое вам нижайшее! вскричал он <Долбняков> вдруг, заметив сквозь ажуры беседки сидевшую в грациозной позе хозяйку.

Искра 5 57 [ 29.01.1860 ].

<В соборе св. Николая в Бари> Престол мраморный с серебром до-верха, с серебряными светильниками и многими лампадами. Вид его немного похож на устройство пред гробницею св. вел. кн. Александра Невского в С.-Петербурге, но много древнее ее, с вязью и многосложными ажурами по серебру.

А. Л. Кекин. Из С.-Петербурга в Рим 37 [ 1888 ].
образно

В русской песне мелодия теряет преднамеренную плавность, вместо аккордовой гармонии появляются так называемые подголоски, переплет, ажур которых и образует гармонию, мало того, что подвижную, но еще и живую и вытекающую из души певца.

Рус. муз. газета. 1 676 [ 1897 ].

Почки деревьев надулись, набухли и в одну из теплых весенних ночей лопнули, развернувшись ярко-зеленым ажуром юных листочков.

Е. И. Маурин. Людовик и Елизавета 6 [ 1899 ].
в ожур в ажур неизм.

Покупая прошивки в ожур для воспитанницы своей, между обыкновенным разговором у нас <с Томской> зашла речь о Славских.

А. В. Зражевская. Картины дружеских связей 1 128 [ 1833 ].

Надобно полюбоваться высокими, художническими изделиями, из слоновой же кости, в ажур: они так нежны, что решительно боишься до них дотронуться руками: так вот, кажется, все и рассыплется!...

Г. К. Блок. Два года из жизни русского моряка I 200-201 [ 1854 ].
3. Сквозные отверстия в таком узоре.

В легких платьях обильно господствуют прошивки и шитые узоры с большими ажурами, сквозь которые просвечивается цветная подкладка.

Библ. для чт. XVI 63 (VII) [ 1836 ].

Крестики между ажурными рядами вышиваются тускло-зеленым шелком, а в ажуры продевается золотая нитка.

Вестн. моды 10 90 [ 04.03.1900 ].
4. ювелир. Оправа, в которой камень закрепляется по краям, а сверху и снизу остается открытым.

Ажур (A-jour), термин ювелирный, означающий оправу камней без подкладки, т.е. такого рода, чтобы металл, которым оправляется камень, держал его по краям, позволяя лучам света проходить насквозь массу камня.

Березин I 266 [ 1873 ].
в ожур в ажур неизм.

«Хороша примета! сказал мне старый Родищев: это <простые золотые кольца> символ чего-то вечно-слитого; но кольцы алмазные в ожур <для венчания>, плохо!»

А. П. Степанов. Постоялый двор 3 246 [ 1835 ].

Непрозрачные камни, каковы: опал, бирюза и пр., также оправляются в ажур.

Ф. И. Булгаков. Художественная энц. I 7 [ 1886 ].