Вокабула
Тип единицы
Динамика
Этимология
Функционирование
Грамматика
Грамматика в грамматической форме
- 3 results found
- (-) лингв. (1)
- (-) рел. (2)
- (-) нем. (3)
- Очистить запрос
Стифенсон не мог бы пустить в ход паровоза, если бы предварительно Уатт не изобрел паровой машины; изобретение Стифенсона есть в действительности только адаптация
, переделка.
«Утилизация» или «адаптация
» — переделка или приспособление чужих литературно-художественных произведений. Здесь разумеется превращение литературного или музыкального сочинения в другую художественную форму, как-то напр. переделка в театральную пьесу заимствованного из романа сюжета, оратории — в марш, и другие тому подобные appropriations indirectes «косвенные присвоения» чужих литературных мыслей и музыкальных мотивов, которые англичане характеризуют термином adaptation, начинающим, повидимому, входить на Западе в общее употребление.
И та теория, которую предлагает он сам <Группе> (в частности для объяснения религии греков), — теория «чистой адаптации
», сплошного заимствования и приспособления религии, возникшей в одном или немногих центрах, — страдает такою же односторонностью, как все другие.
Обратимся к аккомодации или адаптации
(у нас приспособление глаза, способность приспособляться).
<Наряду с аккомодацией> прежде был также в ходу термин «адаптация
», но последним теперь принято определять свойство глаза приспособляться к различным степеням силы света.
Таким образом после предварительного сильного действия света на глаз, напр., в роде упомянутого выше пребывания в яркие солнечные дни в начале весны в пространстве, покрытом блестящим снегом, процесс адаптации будет тянуться гораздо дольше, именно до получаса, между тем как после входа в подобную же комнату со двора в пасмурный осенний день процесс адаптации
продолжается едва несколько минут.
Глаз обладает еще способностью приспособляться к различной интенсивности света (адаптация
), регулируя путем изменения ширины зрачка величину пучка световых лучей, попадающих внутрь его.
Плавательный пузырь представляет превосходнейшее доказательство, почему я так и распространяюсь о нем, что не приноровление, не прилаживание, не адаптация
к внешним условиям характеризует собою органические формы и обусловливает их происхождение, а законы чисто морфологические.
Ибо разве это не адаптация
, если суффикс, имевший первоначально какое нибудь неопределенное указательное или пространственное значение, после своего соединения с именной темой принял со временем то или другое более точное значение?
Теория приспособления или адаптации
получила бы могущественное подкрепление, если бы удалось доказать утверждаемую Лудвигом многозначительность ведийских форм.
Скудный великими церковными мыслителями, Запад был счастливо-беден ересями; но между тем, как все ереси Востока обращены к вопросам о сущности Бога и человека, пелагианизм и адопцианизм
обращаются к вопросам о правах воли человеческой и о правах самого человека в отношении к Божеству.
У Исидора и в литургии принятие Сыном Божиим человеческой природы обозначалось выражением: усыновление (adoptio); из этого выражения они и выводили учение о двояком сыновстве Сына Божия, которое по своему основному пункту и названо адопцианизмом
, или ересью адопциан.
Феликс ургельский, епископия которого входила в состав королевства Карла в. <Великого>, стал проповедовать адопцианизм
.
В недрах церкви этот деистический дух господствует в некоторых сектах. Мы видим его в арианских и македонианских представлениях о Пресвятой Троице, в грубой евионитской христологии, в утонченных умозрениях Нестория и в испанском адоптианизме
.
Верден с округом своим составлял прежде епископство, которое, по определению Вестфальского конгреса (г. 1648), обращено в светское владение (секуляризировано
), и отдано Швеции с именем герцогства.
И действительно, секуляризировать
все духовные владения разом значило глубоко потрясти эту конституцию <Германскую империю>, ибо они играли в ней значительную роль...
Дон Педро дал стране конституцию, уничтожил монастыри (1834), секуляризировал
их имения и обратил в государственные и т. п. Но, увлекшись непонятным сочувствием к духовенству и дворянству, он не решился освободить крестьянина из-под ига этих привилегированных классов.
Он <Густав Ваза> вводит в Швецию протестантское вероисповедание и на нем основывает свою политику возвышения Швеции. Вместе с тем, он сокрушает в стране сильную до него власть католического духовенства; секуляризирует
богатые церковные имущества, открывая таким образом новые значительные доходы для государственной казны.
Но все-таки всех протестантов, равно как и католиков, тесно связывала общность материальных интересов: паны и шляхта надеялись, секуляризируя
духовные имущества, выручить столько денег, что их хватит на долгое время на содержание войска и другие государственные потребности, так что не придется налагать новых налогов и увеличивать старые.
В основании реформ судебного управления духовенства со времен Петра Великого лежит стремление секуляризировать
светско-церковную общину, развившуюся в древней России.
Для Европы необходимо требовать, чтоб итальянское правительство было преобразовано. Необходимо и то́, чтоб Франция и Австрия вызвали свои войска из Средней Италии и потребовали от папы секуляризировать
свое правительство и отставить духовных от гражданских должностей.
В продолжении долгих столетий музыка находилась исключительно в руках духовенства; театр секуляризировал
ее, и под влиянием этой преобразованной мирской музыки Палестрина в 1560 г. реформировал церковную музыку, а сановники и служители римской церкви сплошь и рядом делались покровителями и творцами оперы.
Борьба против притязаний курии и привилегий клира могла идти под знаменем секуляризирующих
мысль и жизнь идей гуманизма в широком смысле этого слова, под влиянием идей античной философии и науки, античной политики и римского права.
Они <современники> хотят, чтобы все дела и отношения человеческие были, как они выражаются, секуляризованы
или лаисизованы, в чем они, таким образом, присоединяются к злейшим врагам религии и даже самой свободы.
От 1784 до 1796 г<ода> Водник, как секуляризированный
священник, был духовным пастырем в разных деревнях и местечках Крайны.
Маркиз не носил монашеского платья, но, как выразился кто-то про него, это был секуляризированный
монах.
Секуляризируя
иезуита, <иезуитский> орден давал ему возможность воспользоваться в миру всеми гражданскими правами, а лишь только наследство было получено, владелец его снова возвращался в орден.