адоптиа́не ( адоптияне адопциане ) адоптиан, мн. ед. адоптианин а, м. лат. adoptiani рел.
То же, что адопцианисты .

Но вот возник спор с Адоптианами. Елипанд, Архиепископ Толедский, и Феликс, Епископ Ургольский, писали, что Иисус Христос только по божественной природе есть Сын Божий, а по человечеству Он Сын по благодати усвоения (gratia adoptionis).

Чтен. в Имп. общ. истории и древн. 4 16 [ 1846 ].

Адоптияне, еритики VIII века, утверждавшие, в своем безумии, что Иисус Христос, по человечеству, не есть собственный Сын Божий, но только усыновленный.

Сл. Крайя I 88 [ 1847 ].

Пробыв несколько лет на родине, Алькуин в 792 году возвратился к двору Карла и принял деятельное участие в церковном споре против адоптиан. Г. Вебер. Всеобщая история.

Г. Вебер. Всеобщая история. Пер. с нем. V 387 [ 1887 ].

Элипанд толедский, адоптианин из конца VIII века, отличал себя от Боноза тем, что признавал Христа усыновленным по человечеству, а Боноз по божеству.

Прав. энц. I 7 [ 1900 ].
адопцианизм ( адоптианизм ) а, м. франц. adoptianisme нем. Adoptianism англ. adoptianism рел.
Сектантское учение, возникшее в VIII в. в Испании и Франции, основанное на отрицании Божественной сущности Иисуса Христа.

Скудный великими церковными мыслителями, Запад был счастливо-беден ересями; но между тем, как все ереси Востока обращены к вопросам о сущности Бога и человека, пелагианизм и адопцианизм обращаются к вопросам о правах воли человеческой и о правах самого человека в отношении к Божеству.

А. С. Хомяков. По поводу статьи И. В. Киреевского 206 [ 1852 ].

У Исидора и в литургии принятие Сыном Божиим человеческой природы обозначалось выражением: усыновление (adoptio); из этого выражения они и выводили учение о двояком сыновстве Сына Божия, которое по своему основному пункту и названо адопцианизмом, или ересью адопциан.

Е. И. Смирнов. История христианской церкви 1-2 416 [ 1872 ].

Феликс ургельский, епископия которого входила в состав королевства Карла в. <Великого>, стал проповедовать адопцианизм.

Христ. чтение 5-6 807 [ 1883 ].

В недрах церкви этот деистический дух господствует в некоторых сектах. Мы видим его в арианских и македонианских представлениях о Пресвятой Троице, в грубой евионитской христологии, в утонченных умозрениях Нестория и в испанском адоптианизме.

Правосл. обозр. 1 493 [ 1884 ].
адреса́нт ( адрессант ) а, м. франц. adressant нем. Adressant
1. Отправитель корреспонденции, посылок, денег и т.п. (обычно по почте).

Частное письмо, в котором адресант признает себя должным адресату сумму по счетам, не может служить доказательством этого долга.

ЖМЮ 4 111 [ 1867 ].

Пересылка денег производится вручением почтовому чиновнику известной суммы, с сообщением места отправки и фамилии адресанта, и затем от чиновника получается квитанция или род векселя, который и отсылается отправителем по назначению.

Н. Е. Славинский. Письма об Америке 1 563 [ 1872 ].
2. Получатель корреспонденции, посылок, денег и т.п. (обычно по почте).

Чиновник в течение многих лет не выдает вовсе пересылаемых по почте денег многим адресантам; — отказывает в своевременной выдаче даже тем, которые знают наверно о присылке им денег.

Соврем. 9 209 (Внутр. обозр.) [ 1864 ].

Лицо, получившее телеграмму, обязано собственноручно обозначить в особо установленной печатной росписке время доставления ему телеграммы и подписать свою фамилию. В том случае, если адресант не будет отыскан, отправителю телеграммы сообщается об этом, самая же телеграмма выставляется на 6 недель в приемной комнате телеграфной станции.

Месяцеслов на 1865 год 331 [ 1865 ].

Брошюры, присылаемые из-за границы под бандеролем, подлежат почтовой цензуре и доставляются почтальоном на дом адресанту

Материалы, собранные особой комиссией, .. для пересмотра действующих постановлений о цензуре и печати 4 472 [ 1870 ].

Депеши турецкого правительства, на каком бы то ни было языке, прежде их передачи адресанту, или отправления к месту назначения, должны быть предъявлены коменданту.

П. П. Карцов. Воспоминания участника минувшей войны 411 [ 1879 ].
3. Тот, кто подготовил и подписал адрес (2).

Всего 8943 человека подали Пию IX адрес с предложением добровольно отказаться от светской власти. Его святейшество, разумеется, отвергает это и по обыкновению отвечает адресантам стереотипным: non possumus <не можем> и однакож видит, что здание папизма, строенное веками, разваливается по частям, и рано или поздно рухнет непременно.

Дом. беседа 47 427 [ 24.11.1862 ].

Адресанты поручали гр. Замойскому довести до сведения Вел. Кн. Наместника, что они, «как поляки, только тогда будут поддерживать правительство, когда оно будет их (nasze) польским, и когда посредством основного устава (Ustawa Zasadnicza) при свободных учреждениях будут соединены все провинции, составляющие их (наше) отечество».

М. П. Драгоманов. Либерализм и земство в России II 793 [ 1889 ].
4. Тот, кому вручается адрес (2).

Адресант с растроганным чувством неоднократно благодарил собрание.

Самар. епарх. вед. 8 187 [ 15.04.1874 ].

Предоставляем самому владыке предусмотреть, что должно последовать за этим то. По крайней мере, не последуют за ним лестные адресы, как из прежней его епархии. На слово поверив этим адресам, духовенство наше горько обманулось в своих светлых надеждах и ожиданиях от своего нового архипастыря адресанта.

Церк.–общ. вестн. 61-62 5 [ 1878 ].
5. фин. Векселедатель.

В вексельном праве адресантом называется тот, кто выдал вексель, особенно когда речь идет о векселях переводных.

Я. И. Гурлянд. Юридический лексикон 1 57 [ 1885 ].

Подпись адрессанта не есть необходимое, требуемое законом, условие адреса.

С. М. Барац. Курс коммерческой корреспонденции 562 [ 1893 ].