Фильтры
Вокабула
 
адопта́ция 1 и, ж. лат. adoptatio
1. юр. Принятие ребенка в семью на правах родного, усыновление.

По силе адоптации, Германик является одним из представителей этого рода <Цезаря> и достоинства.

Пропилеи 4 91 [ 1854 ].

В старину Славяне даже и в адоптации отличали также строго как и в кровном родстве, мужеское колено от женского, «меч» от «кудели».

А. Л. Дювернуа. Об историческом наслоении в славянском словообразовании 61 [ 1867 ].

Адоптация или адопция .. есть термин римского права, означающий искуственное установление родительских отношений, посредством юридического акта, или усыновление.

Я. И. Гурлянд. Юридический лексикон 1 56 [ 1885 ].

Римские юристы настаивали на необходимости соглашения условного нисходящего родства с естественным и потому полагали адоптации некоторые границы, заключавшиеся в том, что усыновитель должен был быть страше усыновляемого, не мог принадлежать к женскому полу или к кастратам.

В. М. Грибовский. Народ и власть в Византийском государстве 410 [ 1897 ].
распростр. О включении в состав дворянского рода.

При родовом характере польской шляхты возведение в шляхетское достоинство, нобилитация, означало прием нобилизируемого в один из польских шляхетских родов (адоптация).

Уч. зап. Моск. ун. XX 57 [ 1894 ].
политическая адоптация Усыновление, произведенное с целью дальнейшей передачи политической власти усыновленному.

В то время как законодательство Юстиниана, а вслед за ним и «Василики» дают целый ряд правил относительно усыновления в общегражданском смысле, источники молчат об условиях политической адоптации. Быть может, политическое усыновление принаравливалось к началам частноправового.

В. М. Грибовский. Народ и власть в Византийском государстве 410 [ 1897 ].
– Ср. адопция
2. фин. «Принятие векселя к платежу.» Лучинский 1879 29
баби́ды ов, мн. ед. Бабид а, м. бабидка и, ж. перс. рел.
То же, что бабисты .

Бабиды явились в Персии в исходе царствования Мохаммед-шаха (1845-1848 г.).

Рус. слово 12 185 [ 1859 ].

Между бабидами оказалось довольно много и значительных лиц всех сословий; тут много было и Ханов и Беков и духовных лиц, равно как и военных, и купцов.

Мирза-Казем-Бек. Баб и бабиды. 140 [ 1865 ].

Смерть Баба не имела никакого влияния на движение бабидов, охватившее всю страну и повсюду разыгравшееся в вооруженные восстания, которые персидскому правительству приходилось тушить с величайшим трудом.

Ист. вестн. 6 659 [ 1890 ].

Сущность вероучения бабидов представляет попытку примирить основы магометанства и христианства на почве нравственного рационализма. 

Христ. чтение 11 509 [ 1895 ].

Живущие там <в Асхабаде> многочисленные бабидки не носят покрывала лишь дома, хотя бы были у них гости; выходя же на улицу, всегда покрываются.

Вестн. Евр. CLXXXVI 1 342 [ 1897 ].
бабисты ов, мн. ед. Бабист а, м. Бабистка и, ж. перс. рел.
Секта сторонников бабизма и члены этой секты.

Лишенные провианта, бабисты питались, говорят, древесными листьями, лошадиным мясом, даже кожею, и наконец через 6 месяцев должны были сдаться.

Зап. Имп. АН III 138 [ 1863 ].

Секта, которая в текущем столетии сильнее всего взволновала персов, это — бабисты, потому что она не ограничилась одной религиозной пропагандой, а влияние ее отразилось и на политической жизни народа и имело последствием кровопролитные междоусобные войны.

Э. Реклю. Земля и люди. Пер. с франц. IX 178 [ 1887 ].

Мне объяснили, что это могила молодой бабистки, умершей совсем недавно, во время мятежей, волновавших страну. 

Рус. обозр. V 696 [ 1891 ].

Интересно бы было извлечение из этих книг <Баба> всего существенного, касающегося нравственности и общественной жизни. Интересны бы тоже были сведения о жизни бабистов, о приложении к практике их учения.

Толстой Л. Н. — О. С. Лебедевой. 224 [ 22.09.1894 ].