адоптиа́не ( адоптияне адопциане ) адоптиан, мн. ед. адоптианин а, м. лат. adoptiani рел.
То же, что адопцианисты .

Но вот возник спор с Адоптианами. Елипанд, Архиепископ Толедский, и Феликс, Епископ Ургольский, писали, что Иисус Христос только по божественной природе есть Сын Божий, а по человечеству Он Сын по благодати усвоения (gratia adoptionis).

Чтен. в Имп. общ. истории и древн. 4 16 [ 1846 ].

Адоптияне, еритики VIII века, утверждавшие, в своем безумии, что Иисус Христос, по человечеству, не есть собственный Сын Божий, но только усыновленный.

Сл. Крайя I 88 [ 1847 ].

Пробыв несколько лет на родине, Алькуин в 792 году возвратился к двору Карла и принял деятельное участие в церковном споре против адоптиан. Г. Вебер. Всеобщая история.

Г. Вебер. Всеобщая история. Пер. с нем. V 387 [ 1887 ].

Элипанд толедский, адоптианин из конца VIII века, отличал себя от Боноза тем, что признавал Христа усыновленным по человечеству, а Боноз по божеству.

Прав. энц. I 7 [ 1900 ].
адопцианизм ( адоптианизм ) а, м. франц. adoptianisme нем. Adoptianism англ. adoptianism рел.
Сектантское учение, возникшее в VIII в. в Испании и Франции, основанное на отрицании Божественной сущности Иисуса Христа.

Скудный великими церковными мыслителями, Запад был счастливо-беден ересями; но между тем, как все ереси Востока обращены к вопросам о сущности Бога и человека, пелагианизм и адопцианизм обращаются к вопросам о правах воли человеческой и о правах самого человека в отношении к Божеству.

А. С. Хомяков. По поводу статьи И. В. Киреевского 206 [ 1852 ].

У Исидора и в литургии принятие Сыном Божиим человеческой природы обозначалось выражением: усыновление (adoptio); из этого выражения они и выводили учение о двояком сыновстве Сына Божия, которое по своему основному пункту и названо адопцианизмом, или ересью адопциан.

Е. И. Смирнов. История христианской церкви 1-2 416 [ 1872 ].

Феликс ургельский, епископия которого входила в состав королевства Карла в. <Великого>, стал проповедовать адопцианизм.

Христ. чтение 5-6 807 [ 1883 ].

В недрах церкви этот деистический дух господствует в некоторых сектах. Мы видим его в арианских и македонианских представлениях о Пресвятой Троице, в грубой евионитской христологии, в утонченных умозрениях Нестория и в испанском адоптианизме.

Правосл. обозр. 1 493 [ 1884 ].
акваманил а, м. акваманила ы, ж. акваманиль и, ж. акваманиле ср. неизм. лат. aquaemanalis через франц. aquamanile ист.
Антропоморфный или зооморфный сосуд для омовения рук эпохи средневековья.
Акваманил
Акваманил

Акваманиль. .. Сосуд с водою, в котором католические священники умывают руки при совершении обедни. 

Михельсон 1865 26 [ 1865 ].

Самые древние вещи этой коллекции <ризницы церкви св. Дионисия> восходят ко времени Видекинда, который был похоронен в Энгере; самые новейшие предметы относятся к XV веку. Тут есть ковчеги для мощей, кресты для ношения в процессиях, евангелия, богослужебные книги, рукомойник (акваманиле) в виде сфинкса, разные церковные сосуды. 

Худ. новости VII 42 [ 1889 ].

Наименование П<исцины> получило в католических церквах углубление в южной стене хора, подле алтаря, по большей части в виде архитектурно украшенной ниши, в которой находился сток для воды, стояло акваманиле и бывал устроен шкафик для хранения сосудов, служащих для рукоомовения священников. 

Бр.-Ефр. XXIIIа 699 [ 1898 ].

Любопытно, что эта чисто средневековая черта: украшать стол всякими куриозами и чудищами (стоит только вспомнить французские акваманилы), сохранилась в России вплоть до XVIII и даже XIX века. 

Художественные сокровища России 13 (Описание таблиц) [ 1901 ].

Для того чтоб заключить наш беглый обзор «западного» отдела музея М. П. Боткина, нам остается, указать на .. собрание акваманил, а также на загадочную курительницу в виде чудовищного зверя, на целую серию риз, церковного шитья и роскошных материй. 

Художественные сокровища России 2 57 [ 1902 ].

Бронзовые акваманилы (рукомойники) церковного употребления, в виде грифов, львов, всадников и т. д., найденные в Киеве, вывозились на Русь из Херсонеса. 

А. А. Бобринский. Херсонес Таврический 122 [ 1905 ].

Из сравнительно редко встречающихся предметов укажем, далее, на бронзовый акваманил, в форме животного с человеческим торсом.

Б. И. Ханенко. Древности Приднестровья 6 33 [ 1907 ].
– Ср. водолей