Фильтры
Вокабула
 
адоптиа́не ( адоптияне адопциане ) адоптиан, мн. ед. адоптианин а, м. лат. adoptiani рел.
То же, что адопцианисты .

Но вот возник спор с Адоптианами. Елипанд, Архиепископ Толедский, и Феликс, Епископ Ургольский, писали, что Иисус Христос только по божественной природе есть Сын Божий, а по человечеству Он Сын по благодати усвоения (gratia adoptionis).

Чтен. в Имп. общ. истории и древн. 4 16 [ 1846 ].

Адоптияне, еритики VIII века, утверждавшие, в своем безумии, что Иисус Христос, по человечеству, не есть собственный Сын Божий, но только усыновленный.

Сл. Крайя I 88 [ 1847 ].

Пробыв несколько лет на родине, Алькуин в 792 году возвратился к двору Карла и принял деятельное участие в церковном споре против адоптиан. Г. Вебер. Всеобщая история.

Г. Вебер. Всеобщая история. Пер. с нем. V 387 [ 1887 ].

Элипанд толедский, адоптианин из конца VIII века, отличал себя от Боноза тем, что признавал Христа усыновленным по человечеству, а Боноз по божеству.

Прав. энц. I 7 [ 1900 ].
адопцианисты ( адоптианисты ) ов, мн. лат. adoptianista рел.
Секта сторонников адопцианизма и члены этой секты.

Елипаид Толедский и Феликс Ургельский отрицали божество Христа, называя его Сыном Божиим по усыновлению, а не по естеству (per adoptionem). Православные пришли в ужас от этого учения, и осудили еретиков под именем адоптианистов.

Москвит. 13 66-67 [ 1850 ].

Его <Карла Великого> действия были всегда, вероятно без его ведома, подчинены расчету политическому. Так напр. живое участие его в споре Адопцианистов и решение его против Феликса и Элипаида было без сомнения связано с желанием помешать развитию свободной церкви Мозарабской (т.е. христиан, признающих власть Аравитян в Испании).

А. С. Хомяков. Записки о всемирной истории 2 747 [ 1873 ].

Адоптианисты обижались, когда их называли несторианами; напротив, они охотно клеймили последним прозвищем православных за их нежелание отделять две натуры Христа.

Всеобщая история литературы. II 85 [ 1885 ].

К концу 8-го века учение об исхождении Св. Духа от Сына стало распространяться во Франции. Там около этого времени были еретики адопцианисты, похожие на ариан, которые утверждали, что Иисус Христос есть Сын Божий не по природе, а только по усыновлению.

А. М. Иванцов-Платонов. О западных вероисповеданиях 20 [ 1887 ].
секулярный 2 ая, ое.
1. лат. saecular Столетний, вековой.

Опоздание на пять лет <в проведении секулярных игр> объяснилось бы хорошо, если бы предположить, что понтифексы этого времени, подобно Пизону, принимали в соображение счисление годов по годовым гвоздям и приводили в согласие этот секулярный счет с секулярным счетом по годам от основания города <Рима>.

А. Ф. Энман. Легенда о римских царях, ее происхождение и развитие 372 [ 1896 ].

Первоначальная малочисленность этого племени <этрусков> и его спокойное пребывание в ограниченной области, под руководством особых жрецов, вытекает из так наз<ываемого> секулярного летосчисления, начинающегося приблизительно около 1050 до Р. Х. По этому счислению, протекает «век» (Saeculum — время посева), когда умирает старейший из людей, родившихся в первом году данного века.

Ф. фон Гельвальд. История культуры. Пер. с нем. II 131 [ 1898 ].
cекулярные игры лат. ludi saeculares. Игры в Древнем Риме, проводившиеся раз в столетие.

Он <Константин> был там <в Риме> в 314 году, когда следовало праздновать секулярные игры. Эти игры были некоторым образом знамением торжества Рима над миром, и по повелению Константина не имели места. 

Библ. для чт. XX 79 (3 паг.) [ 1837 ].

В Риме, в Феврале, в продолжении 12 дней приносимы были ему <Плутону> великие жертвы (Februationen) черных быков и козлов, а жрецы украшались при этом венками из кипарисовых ветвей. Каждое столетие посвящались ему и Прозерпине Секулярные (т<о> е<сть> столетние) игры, в знак празднества мертвым. 

А. Г. Петискус. Олимп, или Греческая и римская мифология в связи с египетской, германской и индийской. Пер. с нем. 98 [ 1861 ].

При секулярных играх состязания состояли, главным образом, в бегах на колесницах. 

ЖМНП 314 93 (4 паг.) [ 1897 ].
2. лат. saecular Отн. к секулярным играм, связанный с их проведением. Секулярные празднества, торжества.

Напрасно Рим во время секулярных торжеств установил исключительные жертвы всем духам, которые почему либо оставались неумилостивленными; напрасно эти торжества повторялись все чаще и чаще, ― цепь несчастий не прекращалась.

Ю. Липперт. История культуры. Пер. с нем. 349 [ 1899 ].

Близкое родство римских игр с кровавыми религиозными жертвоприношениями кельтов было забыто, но в сознании народа все еще оставалось религиозное отношение к этим играм, что и проявлялось в самых различных формах. Во многих случаях это, действительно, были еще искупительные жертвоприношения. Таковы, напр<имер>, секулярные празднества, подававшие повод к таким же жестоким играм. 

Ю. Липперт. История культуры в отдельных очерках. Пер. с нем. 240 [ 1902 ].
Секулярный гимн. в назв.

Древнеримские секулярные игры (ludi saeculares) и секулярный гимн (carmen saeculare) Горация. 

ЖМНП 314 67 (4 паг.) [ 1897 ].
3. франц. séculaire Охватывающий ряд столетий. Секулярное опускание, поднятие.. геол.

Медленное, секулярное .. поднятие азиатского континента прервало это морское соединение <между Средиземным морем, Черным морем и Северным Ледовитым океаном>, подняв дно соединительного пролива выше морского уровня и превратило арало-каспийскую котловину в замкнутый бассейн. Секулярное это поднятие продолжается еще и поныне на северных сибирских берегах, как доказывают факты, собранные Врангелем и наблюдения Миддендорфа. 

К. Риттер. Землеведение Азии. Пер. с нем. I 116 [ 1856 ].

Секулярное поднятие северо-запада <Евразии> (продолжающееся и поныне) выдвинуло из вод обширнейшие низменности Судана, Сахары, Европы, Сибири, Турана. Секулярное опускание юго-востока погрузило целые миры в воды океана и привело его к подножи<ю> нагорья. 

Рус. богат. 6 144 (2 паг.) [ 1897 ].