Фильтры
Вокабула
 
адря́с а, м. татар. ädräs
Восточная полушелковая ткань с пестрыми узорами.

Адряс или падчай — материи с разного рода неправильными и волнистыми пестрыми узорами, по одинаковому полю.

Зап. Рус. географ. общ. 10 292 [ 1855 ].

Летом, а также дома и в гостях, они <Бурзянцы> носят халаты работы бухарской: достаточные шелковые из адряса, а бедняки бумажные и китайчатые татарского покроя.

Архив ист. и практ. свед. 5 48 [ 1863 ].

Здесь <в Ходженте> .. ткется значительное количество шелковых материй (шаи-канаус), полушелковых тканей: адрясу, бикосабу и других.

Нива 21 332 [ 1873 ].

Пришел необычайно рослый и собой коренастый пожилой человек. .. Изнуренный, в лице ни кровинки, в засаленном, оборванном архалуке из адряса.

П. И. Мельников-Печерский. На горах 2 181 [18791881 ].

Затем, уже собственно в рядах <на базаре>, выставлены кожи и сафьяны, ковры и паласы, яркие стеганные на вате одеяла из ситцу и адрясу и подушки, бухарский хлопок в тюках, бухарский шелк в мотках, крашеный и сырец, бухарские материи.

В. В. Крестовский. В гостях у эмира Бухарского 148-149 [ 1887 ].
амбал а, м. татар.?
Портовый грузчик, носильщик; чаще о персах, приезжающих в период навигации на заработки в Астрахань.

На гору тянется нога за ногу караван  верблюдов,  стоит нагнувшись  амбал, и  его  нагружают, как  верблюда.   (Заменяет  ломовых извозчиков.)

А. Н. Островский. Дневники 277 [ 1883 ].

Носильщики эти, армяне, грузины и персы, в Закавказье называются амбалами и поражают зрителя своей способностью носить громадные тяжести на спине (около 10 пудов). Для переноски подобных тяжестей, амбал надевает на спину мешок в роде ранца, набитый паклей.

Нива 45 1130 [ 1887 ].

Амбалы за ничтожнейшую плату не только таскают на себе неимоверные тяжести, но и способны на всякий тяжелый труд, копаясь, например, по шею в ямах с нечистотами.

П. П. Надеждин. Опыт географии Кавказского края. 87 [ 1891 ].

Из Персии или пограничных с нею русских губерний эти амбалы — носильщики — большими, человек в полтораста, партиями прибывают на летние заработки в Астрахань.

И. Е. Шевченко-Красногорский. По Волге и Каспию. 45 [ 1895 ].

На набережной .. нас аттаковала толпа смуглых, горбоносых и босых персов в бараньих шапках. Пассажиров с багажом было мало, поэтому «амбалы», как здесь <в Баку>называют носильщиков, вступили в краткий, но энергический бой между собой, и один из счастливых победителей с гордостью взвалил мой чемодан себе на плечи.

В. Немирович-Данченко. В море 138 [ 1897 ].
в обращ.

<Фараджула> зовет охрипшим голосом отставших товарищей. – Амбалы, амбалы!.. Пароход подходит.

Рус. богат. 6 11 [ 1901 ].
внутрь-пребывание ( внутрьпребывание внутрь пребывание ) я, ср.
1. церк.​ Внутреннее трезвение; стояние умом в сердце и хранение его от пагубных помыслов.

Так и надобно обратиться внутрь и смотреть за своими чувствами. Это то время, когда работающий добру.. положит твердое намерение войти внутрь себя, строго смотреть за своим сердцем и не допускать ни в каком случае недобрых чувств и расположений .. Называется это внутрь пребыванием, вниманием ума, трезвением, различением помыслов, или очищением сердца.

Феофан Затворник. Любовью назидая 426 [ 1860 ].

Соберитесь еще глубже внутрь себя — и ждите Господа в благоговейном безмолвии, с желанием и страхом, с горячим усердием и бодренным вниманием. Не суетитесь и ничем внешним не развлекайте себя. Всячески сохраните сие теплое внутрь-пребывание, которое стяжали вы говением и молитвами и которое особенно осенило вас или осенит после полной и искренней Исповеди.

Феофан Затворник. Двери покаяния 146 [ 1864 ].

Надобно знать, что это внутрь-пребывание и собрание не то же, что углубление при размышлении, или дума (от слова «задумываться»), хотя много походит на него.

Феофан Затворник. Путь ко спасению. 1 363 [ 1868 ].

Молитвенное состояние есть бодрствование духа, трезвенность, собранность ума, внутрь-пребывание.

М. М. Тареев. Цель и смысл жизни 194 [ 1901 ].
2. филос. ср. нем. Ansichsein В себе бытие (бытие-в-себе) — независимость сущего от познающего субъекта.

Понятие, как выражается Гегель, есть такая субъективность, в которой есть и всецелое внутрь-пребывание, полная мыслимость действительности, и вместе конкретная, действительная всеобщность; иными словами, понятию свойственно единство всеобщности и особенности в одном и том же субъекте.

С. С. Гогоцкий. Философский лексикон II 97 [ 1860 ].

При отвлеченном, объективном понимании идей, идеи выступают с одной стороны, а явления — с другой, и предполагаемая имманенция их (внутрьпребывание) разрешается в трансцендентность идей, в существование их по ту сторону явлений.

О. М. Новицкий. Постепенное развитие древних философских учений 3 45 [ 1860 ].