Вокабула
Тип единицы
Динамика
Этимология
Семантика
Функционирование
Грамматика
Типы контекстов
- 12 results found
- (-) вошло в употр. (12)
- (-) биол. (8)
- (-) ювелир. (4)
- Очистить запрос
Стифенсон не мог бы пустить в ход паровоза, если бы предварительно Уатт не изобрел паровой машины; изобретение Стифенсона есть в действительности только адаптация
, переделка.
«Утилизация» или «адаптация
» — переделка или приспособление чужих литературно-художественных произведений. Здесь разумеется превращение литературного или музыкального сочинения в другую художественную форму, как-то напр. переделка в театральную пьесу заимствованного из романа сюжета, оратории — в марш, и другие тому подобные appropriations indirectes «косвенные присвоения» чужих литературных мыслей и музыкальных мотивов, которые англичане характеризуют термином adaptation, начинающим, повидимому, входить на Западе в общее употребление.
И та теория, которую предлагает он сам <Группе> (в частности для объяснения религии греков), — теория «чистой адаптации
», сплошного заимствования и приспособления религии, возникшей в одном или немногих центрах, — страдает такою же односторонностью, как все другие.
Обратимся к аккомодации или адаптации
(у нас приспособление глаза, способность приспособляться).
<Наряду с аккомодацией> прежде был также в ходу термин «адаптация
», но последним теперь принято определять свойство глаза приспособляться к различным степеням силы света.
Таким образом после предварительного сильного действия света на глаз, напр., в роде упомянутого выше пребывания в яркие солнечные дни в начале весны в пространстве, покрытом блестящим снегом, процесс адаптации будет тянуться гораздо дольше, именно до получаса, между тем как после входа в подобную же комнату со двора в пасмурный осенний день процесс адаптации
продолжается едва несколько минут.
Глаз обладает еще способностью приспособляться к различной интенсивности света (адаптация
), регулируя путем изменения ширины зрачка величину пучка световых лучей, попадающих внутрь его.
Плавательный пузырь представляет превосходнейшее доказательство, почему я так и распространяюсь о нем, что не приноровление, не прилаживание, не адаптация
к внешним условиям характеризует собою органические формы и обусловливает их происхождение, а законы чисто морфологические.
Ибо разве это не адаптация
, если суффикс, имевший первоначально какое нибудь неопределенное указательное или пространственное значение, после своего соединения с именной темой принял со временем то или другое более точное значение?
Теория приспособления или адаптации
получила бы могущественное подкрепление, если бы удалось доказать утверждаемую Лудвигом многозначительность ведийских форм.
Пока корм вообще в изобилии, все идет хорошо, но наступают периоды больших неурожаев, засух и т.п., тогда то именно побеждают более экономно организованные группы, между тем как другие вымирают; едва ли может быть сомнение в том, что подобные случайности происходили в природе и в прежнее время точно также, как и теперь, и вот в эти то периоды особенно сказывалось преимущество адаптивных
групп над неадаптивными.
Еще не доказано, чтобы все видовые признаки не были адаптивными
или не находились в связи с ними. Еслиб дарвинизм объяснял одни приспособления, то и тогда он оставался бы теорией происхождения организмов.
Эта фаза <бабочки> носит, повидимому, вполне адаптивный
характер, приспособленный для отыскания живой добычи, и изменяется, раз добыча найдена, в фазу укороченную и вздутую (как указывалось, червецо-образную).
Отпускается в услужение девушка 18 лет, умеющая шить в пяльцах, гладью и ожуром
разные решотки.
Тут <на столах в актовом зале> были дамские платья, мужские сорочки, ночные кофты, носовые платки, вышитые по углам гладью и ажуром
, красивый румынский костюм.
Затем <после петельного шва> делаются все ажуры
(кружевные швы) и соединительные баретки.
Сверх всех приложений, выдаются подписчикам <журнала «Моды»>, в 1856 году, бесплатно, .. образцы новейших Ажуров
для вышиванья.
— Мое вам нижайшее! вскричал он <Долбняков> вдруг, заметив сквозь ажуры
беседки сидевшую в грациозной позе хозяйку.
<В соборе св. Николая в Бари> Престол мраморный с серебром до-верха, с серебряными светильниками и многими лампадами. Вид его немного похож на устройство пред гробницею св. вел. кн. Александра Невского в С.-Петербурге, но много древнее ее, с вязью и многосложными ажурами
по серебру.
В русской песне мелодия теряет преднамеренную плавность, вместо аккордовой гармонии появляются так называемые подголоски, переплет, ажур
которых и образует гармонию, мало того, что подвижную, но еще и живую и вытекающую из души певца.
Почки деревьев надулись, набухли и в одну из теплых весенних ночей лопнули, развернувшись ярко-зеленым ажуром
юных листочков.
Покупая прошивки в ожур
для воспитанницы своей, между обыкновенным разговором у нас <с Томской> зашла речь о Славских.
Надобно полюбоваться высокими, художническими изделиями, из слоновой же кости, в ажур
: они так нежны, что решительно боишься до них дотронуться руками: так вот, кажется, все и рассыплется!...
В легких платьях обильно господствуют прошивки и шитые узоры с большими ажурами
, сквозь которые просвечивается цветная подкладка.
Крестики между ажурными рядами вышиваются тускло-зеленым шелком, а в ажуры
продевается золотая нитка.
Ажур
(A-jour), термин ювелирный, означающий оправу камней без подкладки, т.е. такого рода, чтобы металл, которым оправляется камень, держал его по краям, позволяя лучам света проходить насквозь массу камня.
«Хороша примета! сказал мне старый Родищев: это <простые золотые кольца> символ чего-то вечно-слитого; но кольцы алмазные в ожур
<для венчания>, плохо!»
Непрозрачные камни, каковы: опал, бирюза и пр., также оправляются в ажур
.