Самая обыкновенная из современных форм атеизма, известная под именем секуляризма
, допускает существование религиозного чувства в душе, но отрицает существование предмета, который возбуждает это чувство.
Секуляризм
учит разорвать со всякою религиозною идеею, дабы ограничиться жизнию настоящею: это — попытка имеющая прямою целию осуществить жизнь без Бога.
Цель жизни секуляризм
видит в личном счастии, которое однако же он не отделяет и не противополагает счастию общему. Эта двойная цель может быть достигнута не иначе, как при помощи знания, науки, которая может развиваться и приносить благие плоды только при условии абсолютной свободы мысли... <..> В качестве определившейся, самостоятельной философской школы, секуляризм
появился в Англии около 1846 года, когда двумя братьями Голиак основано было National Secular Society, долженствовавшее сделаться центром пропаганды...
Секуляризм
учит, что поведение нашей жизни должно быть основано на разуме и науке; секуляризм
не признает никакого божественного вмешательства в дела человека; секуляризм
считает, что богословие должно быть признано разумом за суеверие, вредное для общественного блага, как это подтверждается опытом; вследствие чего секуляризм
преследует его, как наследственного врага прогресса.
Им <идеалом отношений церкви и государства> одинаково осуждается как клерикализм папской системы, стремящийся к захвату несвойственных церкви функций государства, так и секуляризм
, по которому государство стремится захватить главенство над церковью, как это было во всех государствах языческого мира и выразилось в преследовании христиан языческими императорами.
В наше интеллигентное общество глубоко въелся секуляризм
, т<о> е<сть> внутреннее отчуждение от религии и всего духовного, секуляризм
, который, являясь следствием петровских реформ, проникает и светскую школу, и светскую семью и весь склад жизни и воззрений людей светских.