Будем же непрестанно стоять в страхе Божием и строго блюсти сердце, неопустительно совершая делания свои (подвижническую практику) и храня добродетели (умно-сердечный
строй), кои полагают препону злобе врагов.
Новые ученики пр. Пахомия надивиться не могли множеству добродетелей, открывавшихся в нем, особенно любви, смирению, самоумерщвлению и умносердечному
трезвению, которое он всегда хранил, несмотря на множество занимавших его дел; и воспламенялись ревностию, подражать ему во всем.
В V-м томе <Добротолюбия> даются наставления преимущественно о трезвении, внимании, молитве вообще, а также и об умносердечном
делании молитвы Иисусовой.
Начинается он <молитвенный подвиг> усвоением чужих молитв, оставленных нам богомудрыми отцами; когда же таким образом воспитается дух молитвенный, молитва начинает восходить на степень молитвы своеличной, где она проходит новые степени, из которых первая есть молитва
умная, вторая — умно-сердечная
, третья — духовная, или созерцательная.
Внутренняя жизнь скита у устроена на началах идиоритма (своего жития), с постоянным памятованием и возношением умно сердечной молитвы
Иисусовой.
Умно-сердечная молитва
не может не быть краткою и немногосложною, как проникнутая сильным сердечным чувством («молясь-же не говорите лишнего» Ев. Мф. VI, 7).