Тюльпаномания
имела и свою добрую сторону: она приучила голландцев к садоводству, образовала между ними лучших садовников в свете, и другие государства еще до сих пор выписывают из Голландии множество семян и цветочных луковиц, что доставляет стране значительный доход.
Искуство разведения садов, развившиеся, в Италии при роскошном дворе Медичисов, нашло себе в Германии применение в садах владетельных особ и богатых патрициев. Впрочем здесь чистый итальянский вкус был вскоре извращен подражанием Голандцам с их тюльпаноманией
и с их безвкусными, до смешного изысканными «украшениями природы».
Тюльпаны в половине 16 столетия из Андрианополя были занесены в Западную Европу, где мало по малу сделались предметом любительского увлечения, в особенности в Нидерландах. Высшего апогея достигла здесь эта страсть в тридцатых годах 17 столетия (1634-1638 гг.), когда все общество охватила настоящая тюльпаномания
. Луковицы тюльпанов, благодаря сильному спросу, стали подниматься в цене; торговля ими сделалась выгодною. Рядом с тюльпаноманией
многих охватила жажда быстрой наживы на разнице цены при перепродаже луковиц.
Первые кризисы имели по преимуществу местный характер. Так, любекский торговый кризис, голандская тюльпаномания
, английский кризис 1696 г., система Лоу во Франции почти не переходят пределов тех стран, где они случились.
В период 1634-38 гг. увлечение тюльпанами приняло эпидемический характер, превратившись в какую то странную тюльпаноманию
: цветок этот сделался предметом обширной торговли и биржевой игры. Ажиотаж охватил не только все слои голландского общества, но он заразил и соседние страны.
Та форма эгоизма, которая, действительно, заслуживала бы названия индивидуализма, очевидно отсутствует в тюльпаномании
. Мы тут видим простое стадо баранов, жмущихся друг к другу и бессмысленно валящихся всей гурьбой в пропасть.
Известна страсть Голландцев к цветам и преимущественно к тюльпанам. Было время, что она доходила до сумасбродства, и что горшек черных тюльпанов продавался по тридцати и по сороку тысяч рублей. Г. Роже говорит, что тюльпанонеистовство, la tulipomanie
, составляет и теперь еще характер Голландской беседы.