Москва а́кает
, тогда-как окрестные жители окают.
В Рязанском наречии акают
, заменяя даже е, ѣ буквами а, я, например: табе, ямý.
По описанию, приложенному к карте, в северной части р. Пьяны окают, а в изгибе Пьяны «оканье слабее, выговор ближе приближается к нашему» и одно село (Инкино) акает
.
Говорил он <Пров Провыч Кувшинков, купец> сильно áкая
по-московски, протяжно и пространно. В его языке сказывалось сейчас же, что он вышел из гимназии.
Вместо старинного «цово», стали как-то особенно нежно выговаривать «чиво», и певучее московское «аканье» начало вытеснять грубое крутогорское «о». Падкие на моды, деревенские девки скоро выучились «акать
» и говорить «чиво».
Может быть, формы на -те были исходным пунктом таких образований, и это -е было открытым не только в будущих акающих говорах, но и в окающих говорах, которые очень рано стали умеренно акать
.
Замечательно, что в этих <цокающих> говорах акание напоминает не юго-западные говоры средней полосы, а прилегающие к ним северно-восточные говоры средней полосы, а это наводит на мысль, что белорусское наречие издавна распадалось на юго-западную группу (резко акавшую
) и северо-восточную.
― Ну скажи, чем ты, матушка, больна? Спрашивает этот <доктор>. ― А? отвечает ошеломленная баба, сама не зная, о чем ее спрашивают и чего им от нее нужно. Что акаешь
-то? Что ты чувствуешь теперь, спрашиваю я?
Я спросил, не портят ли <греки> и других имен? Почти также обходятся и с другими, и Грек охотнее назовет тебя Абойо вместо Бойо (Боян): любят акать
.