В конце восьмого века запад как будто начинает волноваться появившимся в Испании адопцианством
, но это волнение было так незначительно и скоропреходяще, что потухло со смертию представителей адопцианства
и не оставило серьезных последствий.
Символ, известный с именем Афанасия великого, или Quicunque, состоит из двух частей, которые некогда существовали отдельно и самостоятельно, и в конце VIII или в самом начале IXвека, во Франции, под влиянием главнейших событий церковной жизни, адоптианства
и введения Filioque, соединены были в одно целое кем либо из богословов Карла великого, по всей вероятности Павлином Аквилейским.
В адопцианстве
можно видеть одно из проявлений того духа разложения единой церкви на национальные, который привел уже к образованию монофизитства, несторианства и других местных пониманий христианства.